В ГУО «Детская школа искусств г.Городка» есть особая атмосфера, которая способствует творчеству и искусству

 Январь – время подведения итогов, составления планов и ожидания успешных перемен. Это период праздников и сказочной атмосферы в каждой семье.
В ГУО «Детская школа искусств г.Городка» особая атмосфера. Хореографы, музыканты, художники,театралы, все они объединены любовью к творчеству и искусству. Каждый год учащиеся школы становятся студентами профессиональных заведений, победителями и лауреатами многочисленных смотров и конкурсов областного, республиканского и Международного уровней. Яркими красками наполняют мероприятия и в нашем районе. А за всем этим стоит труд, упорство и желание творить. ​
    Подводя итоги 2021 года, можно с гордостью сказать, что усилия учащихся и преподавателей не напрасны. В копилку творческих достижений прибавились заслуженные награды и победы:
– областной открытый конкурс вокалистов и инструменталистов “Семицветик”  принёс два 1-х места;
– республиканский конкурс искусств “Радуга талантов” – два 1-х места;
– Международный конкурс-фестиваль искусств “На олимпе”- 3 место;
– Международный конкурс “Я – артист” – 1 место;
– открытый дистанционный конкурс “#Музыкалкалида – три диплома 1 степени,  три диплома 3 степени;
– открытый региональный фестиваль-конкурс детского творчества “Хрустальная снежинка” – четыре диплома 1 степени, два диплома 2 степени, четыре диплома 3 степени.
И это далеко не все победы. Но юные учащиеся не останавливаются, поскольку успехи всегда окрыляют и дают мощный толчок к дальнейшему совершенствованию.
      К слову, в этом году школе искусств исполняется 65 лет!
      Пусть 2022 год вдохновит учащихся на покорение высот, принесёт еще больше побед и заслуженных наград! 
 
 
По информации:  https://gorodok.vitebsk-region.gov.by

Учащиеся Пальминской СШ успешно участвовали в соревнованиях по туристско – прикладному многоборью среди объединений по интересам Витебщины

На зимних каникулах 30 декабря  в г. Витебске прошли учебно – тренировочные соревнования по туристско – прикладному многоборью среди объединений по интересам области.

Команду Городокского района представляли учащиеся ГУО «Пальминская средняя школа им. Н.И. Аверченко», которые занимаются в ГУДО «Городокский районный центр детей и молодежи».

В старшей группе учащиеся показали результаты: Зубец Яна завоевала первое место, Павлова Эльвира – второе место.

 

 

У Морозова Станислава – 5 место, Рабцевич Романа – 6 место.

В средней группе результаты такие: Кравченко Максим – 12 место, Ренкуль Яна -5 место, Спиридонова Мария – 14, Гусейнова Мария – 17.

Пусть и дальше учащиеся развивают свои умения по туристско – прикладному многоборью, умения быть  упорнее и настойчивее!

Л. Антонов

Учащиеся ГУО “Езерищенская средняя школа имени П.Э Антипова” совершили экскурсионную поездку в Резиденцию Снегурочки и побывали на районной благотворительной ёлке.

Во время зимних каникул учащиеся Езерищенской СШ совершили две экскурсии в Городок.

 Для учащихся школы 3 января была организована поездка в самое настоящее волшебство – в Резиденцию Снегурочки в Воробьевых горах.
Ребята попали в сказочный лес, где чудеса поджидали их на каждом шагу. Детей развлекали веселые Снеговики, Символ ушедшего 2021 года – озорной Бычок, баба Яга, Дед Мороз и Снегурочка, а также Символ наступившего 2022 года – Тигруша!

Сказочные герои провели с детьми интересные конкурсы и игры. Дед Мороз и Снегурочка загадывали загадки и водили хороводы. Все ребята получили сладкое угощение от Деда Мороза.
Дети с удовольствием посетили полную чудес Резиденцию Снегурочки и вернулись домой полными бодрости и оптимизма!

А в конце уходящего года  29 декабря  ребята из  многодетных, приемных и опекунских семей приняли участие в районной благотворительной ёлке в г. Городке.

Дети были рады встрече с Дедом Морозом и Снегурочкой. Дед Мороз и его сказочные помощники провели с детьми интересные игры.

Для детей звучали самые искренние пожелания и поздравления. Этот праздник подарил детям весёлое настроение, улыбки и веру в чудеса.

В мероприятии приняли участие председатель Витебской областной организации «Белая Русь» Владимир Терентьев, пресс-секретарь областной структуры Геннадий Егоров, руководство района. Гости поприсутствовали на районной благотворительной елке и празднике под названием «В снежном царстве, морозном государстве». Председатель Городокской районной организации “Белая Русь” Татьяна Пушкова вручила традиционные сладкие подарки детям.

Л. Антонов

По информации:  http://ez.gorodok.edu.by/

#целаябеларусь: Витебск. Редактор Holiday.by Андрей Барашко и блогер-искусствовед Никита Монич заехали в Витебск в поисках культуры. И не увидели города.

Каждая уважающая себя страна должна иметь наряду со столицей место, которое будет называться «культурной столицей». В Беларуси таким городом является Витебск. Тот случай, когда Марк Шагал конкурирует со «Славянским базаром». Редактор Holiday.by Андрей Барашко и блогер-искусствовед Никита Монич при поддержке Samsung Belarus в рамках экспедиции #целаябеларусь заехали в Витебск в поисках культуры. И не увидели города.

Необычный гид #целаябеларусь – это про места и объекты, которые раскрывают Беларусь для путешественника под двумя углами – туристическим и культурным. В случае Витебска невидимый микрофон был придвинут ближе к Никите Моничу, автору Youtube-канала «Около культуры».

В этой статье и сторис в инстаграме Holiday.by Никита высказывает своё мнение о витебских музеях и рассказывает о представленных в них произведениях искусства.

Как смотреть гид #целаябеларусь

Каждая его гида посвящена набору мест, маршрут по которым можно повторять, но также легко их миксовать для идеального путешествия. Все фото и видео в поездке были сняты на камеры смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra и размещены на сайте без обработки. В конце каждой части находятся прямые контакты объектов, чтобы было легко спланировать собственную поездку. 

Посмотрите предыдущие выпуски путеводителя:

Полонечка – Флерьяново – Коссово

Ружаны – Подороск – Пружаны – Каменец

Скоки – «Эрмитаж» в Бресте

Гродно: замок Витовта – дом Муравьёва – отель Семашко – ресторан «Беласток» – усадьба Святск Гурских

Щучин – Дворище

Лида – Больтеники – Гайтюнишки

Залесье – Крево – Чухны – Гольшаны

Полоцк

Витебск

Орша – Могилёв – Быхов

#целаябеларусь в инстаграме

Здравнёво

Все знают знаменитую картину «Запорожцы». Художник Илья Репин работал над ним с 1880 по 1891 год, чтобы выгодно продать императору Александру III за 35 000 рублей.

Этот гонорар позволил живописцу купить имение около Витебска, чтобы выезжать из Петербурга с его суетой и «суррогатами еды и питья». Белорусские продукты уже тогда считались качественными, а природа – уникальной и целебной для души и тела.

Любопытно, что Репина на какое-то время стал архитектором, чтобы место превратилось в «Здравнёво», которое известно до сих пор. Дом – авторский проект Репина. Он также продумывал планировку окружающей его территории, а также логику озеленения.

Была собственная вымощенная набережная, а дом завершался обзорной площадкой. На эти чудеса посмотреть приезжали многие местные жители. Говорят, что даже название «Здравнёво» – выдуманное.

Мол, шёл Репин по своему «участку» и спросил у мужика, откуда он. Тот возьми и ответь по-белорусски: «З Драўнёва». Возможно, где-то рядом было какое-то «Дравнёво». Репину ответ так понравился, по легенде, что свою усадьбу он назвал «Здравнёво». Художник активно общался с местными жителями и даже написал знаменитую работу «Белорус».

В Здравнёво Илья Репин жил и работал с 1892 по 1897 год. Тут были написаны картины «Белорус», «Осенний букет», «На солнце», «Дуэль», «Лунная ночь» и другие. Затем он бывал тут с короткими визитами. Последний раз – в 1904 году. Первое потрясение для усадьбы чуть было не случилось в 1917 году, когда большевики и «пролетарии» грабили все «помещичьи» дома.

Усадьбу Здравнёво не тронули – крестьяне помнили отношение к ним Репина, когда он жил под Витебском. Селяне попросили в доме организовать школу. На удачу в Здравнёво находилась дочь Репина – Татьяна со своей дочерью, также Татьяной. В итоге дочь и внучка Репина стали учительницами в новой сельской школе.

В это время сам Репин жил в своей другой усадьбе – «Пенатах» в Финляндии. Письма Репина спасли родственников от раскулачивания 1920-х годов, но всё же они должны были бежать в 1930 году от советской власти, продав дом на дрова, чтобы получить хоть какие-то деньги.

До 2-й половины 1980-х годов о Здравнёво никто не вспоминал. Новый музей и восстановленный дом появился под Витебском в 1988 году. Однако в 1995 году деревянная постройка была уничтожена пожаром. Только в 2000-м году состоялось повторное открытие усадьбы и музея Репина в Здравнёво в качестве филиала Витебского областного краеведческого музея.

В выходной день на парковке усадьбы практически нет свободных мест. Остаётся открытым вопрос, что именно влечёт сюда людей – красивые виды парка и набережной или наследие великого художника.

В музее нет ни одного оригинала Ильи Репина, но есть несколько любопытных экспонатов. Здание восстановлено в точности с эскизами художника и воспоминаниями гостей усадьбы.

Голос Монича: «До нашей поездки я никогда не был в Витебске. И уж, тем более, не ездил по его окрестностям. А ведь там находится место силы одного из главных героев русской экспозиции Национального художественного музея – Ильи Ефимыча Репина.

И я десятки раз на экскурсиях рассказывал, как великий художник купил имение под Витебском и вдохновлялся красотой беларуской природы. Вот, наконец, теория подкрепилась личным опытом.

Усадьба, действительно, находится в очень живописном месте. Она красивая, пусть и не оригинальная. В лучших традициях истории отечественного наследия мы имеем дело с копией – восстановленной постройкой и обстановкой.

Общее впечатление от архитектуры – отличное. Внутреннее пространство музея насыщено вещами, и если к интерьеру вопросов не возникает, то к копиям картин художника они есть. Во всем музее нет ни одного подлинника Репина. Я понимаю, что причина этому – значительные сложности с экспонированием, сохранностью и (главное!) безопасностью настоящего холста Ильи Ефимовича.

Он художник дорогой, ликвидный.

Но все это не извиняет, на мой взгляд, что копии его работ в музее плохого качества.
Это было бы проще принять, если бы у каждого посетителя не было бы в руках телефона с доступом в интернет (как было раньше). Это можно было бы попытаться изменить, если бы в стране просто не было бы ни одного холста Репина, как это до недавнего времени было с Сутиным, например. Но тут оба раза мимо.

И эти плохие копии лично для меня разрушают эффект погружения в место и эпоху. Я чувствую фальшь и фейк.

В равновесие возвращает прекрасная природа вокруг, выставка местных старых фотографий на втором этаже и котик, что хранит это место.

Мне кажется, что если убрать дрянные копии вовсе или заменить на нормальные, то это место заиграет новыми красками».

Обязательно в Здравнёво:

Побывать в усадьбе Репина и, как минимум, вспомнить работы великого художника.

Сделать красивые фотографии на территории усадьбы.

Если с детьми, можно освоить вёсельную лодочку в небольшом пруду у реки.

В хорошую погоду территория вокруг усадьбы Репина в Здравнёво превращается в одну большую фотозону. Тут и там люди делают селфи, просят красиво их сфотографировать на фоне усадебного дома или реки. Посмотрите, какие снимки мы сделали на камеры смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra.

Арт-центр Шагала

Здание на углу улиц Путной и… Советской в Витебске известно тем, что изображено на полотне Марка Шагала «Над городом».

Арт-центр имени всемирно известного земляка открыт в 1992 году. Не следует думать, что в Витебске Шагалу были рады всегда. Найдите время, чтобы почитать, каким было к нему отношение в эпоху СССР, когда Витебск всячески открещивался от имени художника. Тем не менее, сегодня в городе на Двине есть два музея Шагала.

Арт-центр интересен тем, что это «два-в-одном». На первом этаже можно посмотреть оригиналы работ Марка Шагала. Их в фондах арт-центра около трёх сотен – гравюры, литографии, иллюстрации к произведениям литературы.

На втором этаже арт-центра проводятся временные выставки, которые также достойны внимания.

Голос Монича: «На Витебск у меня были большие планы: целая россыпь музеев, которые хочется посетить. Времени у нас на каждую точку было катастрофически мало, поэтому пришлось выбирать. Со страшным мучением наступив на горло собственному желанию дезертировать из нашей экспедиции и остаться в Витебске на несколько дней, я выбрал арт-центр Шагала и музей художественного училища.

Как всегда в нашей музейной реальности, драгоценным камням не хватает оправы.
Отдельное здание арт-центра – это отлично. Наличие графики Шагала – блистательно.

Но разрыв между качеством искусства и пространства, где оно выставлено, значителен. Хочется больше залов, воздуха, белоснежных стен, где бы парили, хорошо освещенные, его графические листы. Пока что этого нет. Верю, что однажды будет.

В арт-центре работают веселые хорошие люди. Наверху во время нашего визита проходила выставка местных художников, многих из которых я знаю по «Артминскам» или проекту «Художник и город». Выставка, кстати, отличная.

В музейном магазине нас ждала большая удача: наконец-то много книг про искусство и культуру.
Во-первых, фантастически изданные «Марк Шагал. Эстампы». Это просто чудо, а не книга. Уже ради одной нее стоит съездить в Витебск. Тем более, что продали нам этот фолиант за смешные 64 (!) рубля. Для книги такого качества – большой формат, более 450 страниц, хорошая бумага и блистательное качество печати – это не деньги.

Во-вторых, и это из разряда абсурда, книжка документов и свидетельств про Витебск времен УНОВИСа, авангарда и всего этого великолепного краткого художественного движа.
Абсурд в том, что книжка с белой бумагой, научным насыщенным содержанием и даже рядом цветных иллюстраций стоила 2 с хвостиком рубля!

В-третьих, Витебск конца XIX и начала XX века дошёл до нас во многом в снимках Сигизмунда Юрковского. Кстати, среди снимков в Здравнёво я любовался и его фотоработами. Книжка про него также попалась мне в шагаловском арт-центре.

Вот это я называю удачным походом в музей: возможность за один заход посмотреть на хорошее старое искусство, на достойное живое современное искусство и разжиться хорошими книгами по теме.

Итого, 8 из 10 «ОкоКулей», перефразируя одного замечательного фуд-блогера»

Обязательно в арт-центре Шагала в Витебске:

Попробовать понять творчество Шагала по представленным оригинальным работам.

Не пройти мимо выставки белорусских мастеров.

Присмотреться к сувенирам в музее. Там могут быть настоящие сокровища!

УНОВИС

Казимира Малевича представлять не надо. В 1921 году в витебском журнале он выдвинул манифест «Устроителей нового искусства». Двумя годами ранее Малевича пригласили в витебскую Народную художественную школу, чтобы он возглавил живописную мастерскую при ней.

Он не только возглавил, а и сплотил вокруг себя последователей его идей супрематизма. Когда в тусовке были только студенты, объединение называлось «Молпосновис» («Молодые последователи нового искусства»).

Годом позже в «чатик» добавились преподаватели и старшее поколение и объединение переименовалось в «Посновис» («Последователи нового искусства»). Название УНОВИС («Устроители нового искусства») для авангардного творческого объединения было выбрано в 1920-м году.

В том же году сформировалось ядро УНОВИСА в лице таких известных представителей как А.С. Векслер, М.С. Векслер, И.Т. Гаврис, Э.И. Гурович, Л.Л. Зуперман, Н.И. Иванова, Е.М. Магарил, В. Носков, Г.И. Носков, Е.М. Рояк, Д.Н. Санников, Н.М. Суетин, Л.М. Хидекель, М.В. Цейтлин, Л.О. Циперсон, И.Г. Чашник, И.И. Червинко, Л.А. Юдин. Причём искусство в понятии Малевича выходило за рамки неких статичных произведений.

Свои идеи УНОВИС доносили через митинги, лекции и даже спектакли. Основу «пропаганды» составляли самиздатные листовки, газеты и журналы. Сейчас их оригиналы являются коллекционной ценностью.

При том, что у каждого последователя был свой жанр, при экспонировании не допускалось указания авторства – только УНОВИС был в подписи ко всем произведениям. Ключевой темой было ниспровержение старого мира искусств и торжество супрематизма как вершины всех творческих стремлений человечества. Выставки и мероприятия были построены на лозунгах и манифестах.

Любопытно, что УНОВИС стал своеобразным фундаментом для современных школ дизайна, потому что его последователи «выносили» искусство в оформление городской среды. Например, в 1920-22 годах в Витебске к празднованию 1 мая витрины, трамваи, кофейни, магазины и библиотеки, фасады зданий, транспоранты и даже трибуны ораторов были оформлены согласно концепции супрематического города. УНОВИС просуществовал до 1922 года, а затем был вытеснен большевиками из Витебска в Петроград. Местные власти попросту испугались всеохватности УНОВИСа, который стал глубоко проникать в городское пространство и даже людей. Последний раз участники собирались вместе для выставки в 1923 году.

Музей истории Витебского народного художественного училища, которое было основано Марком Шагалом, нужно посетить, чтобы побывать в одном из самых стильных и современных музеев в Беларуси.

Голос Монича: «Музей истории Витебского народного художественного училища – часть разветвлённого Витебского центра современного искусства. Это отличное место, во многом не похожее на тот же арт-центр Шагала.

Музей новый (открылся в 2018 году), но находится в историческом здании. Том самом, где были Шагал, Малевич, Лисицкий, Хидекель и прочие большие артисты.

Здание сохранившееся, но восстановленное с нуля. Это редкость и само по себе удача для нашего наследия. Работы по реконструкции здания, согласно сохранившемуся плану здания 1923 года, длились пять лет. Там воссоздали типичный для того времени интерьер, фрагментарно открыли аутентичную кладку стен, сделали зондаж старой штукатурки.

Но самое главное – построили весь эффект от посещения не на памятниках эпохи, а на устройстве и оформлении пространства: инкрустации пола, росписи стен, эффектах освещения, мультимедийных возможностях и т.д.

То есть это, скорее, антипод дворца Пусловских в Коссово – тут заранее всё придумали и сделали так, что ходишь по, фактически, пустым залам, при этом рот раскрывши от восторга.

Директор центра, Андрей Духовников, описывал задачу так: «Этот дом — наш главный экспонат. Мы попытались вернуть его в прошлое, но не в буквальном понимании. Скорее, ассоциативно, через настроение и ощущение».

Получилось очень здорово – респект авторскому коллективу. А всем читателям советую настоятельно туда съездить. Тем более, что весь комплекс пространств Витебского центра современного искусства – просто сказка. Или, точнее, набор разных сказок».

Обязательно в музее народного училища:

Попробовать понять супрематизм.

На большом экране узнать больше про авторов и их работы.

Купить стильный сувенир в лавке музея.

Толстого, 7

Есть ощущение, что если идти по искусству в Витебске, то остановиться очень трудно. В самом центре города, недалеко от пешеходной улицы и напротив 27/7 орущего кабака находится арт-пространство с лаконичным названием «Толстого, 7».

Следует приготовить несколько часов свободного времени, перезарядить эмоциональный заряд и проверить зарядку камеры смартфона. Хорошо, что в Samsung Galaxy S21 Ultra с этим всё очень хорошо.

Сложный свет, сложные, но яркие эмоции, потому что по указанному выше адресу находится не музей, не галерея, а какой-то… улей с совершенно разными мастерами и работами.

Голос Монича: «Сюда мы изначально не планировали попадать, но нам настоятельно рекомендовала и фактически за руку завела сотрудница центра.

Толстого, 7 – место прямо в сердце старого города. Внутри вытянутого здания – фактически не выставочные залы, а художественные лаборатории. Каждый зал отдан «на растерзание» одному автору. Он его оформляет и заполняет так, как считает нужным.

Получается мощно и контрастно. Здесь царит и даже царствует высокохудожественный хаос. И это очень сильное переживание. Важное, для того чтобы понять искусство в принципе, почувствовать сложные и разнонаправленные процессы, приводящие к его рождению.

Меня особенно впечатлили залы Елены Петровой. Она делает искусство из трав, соломы, других природных материалов и делает это невероятно круто. Плюс всё это ещё и пахнет!

Второй восторг вызвала глыба витебского искусства – Валентина Ляхович. Вот это просто взрыв мозга какой-то, а не искусство. Очень эмоциональное и сложно организованное.

При этом сделанное из всего подряд, и художественных и просто бросовых материалов, найденных словно просто под ногами. Как будто огромная и очень умная птичка-шалашник творит из всего, что подвернётся под руку.

До путешествия я видел картины Валентины Ляхович в сети, читал про нее статьи, но никогда ее произведений не видел вживую. И, скажу Вам, это две большие разницы.

Тут же можно поговорить с фотографом, который с радостью включает на огромном экране свои снимки спектаклей и балетных постановок. Пока ты смотришь, он у себя на компьютере обрабатывает новые произведения своего искусства.

Из арт-пространства «Толстого, 7» я вышел ошалелый от количества разнородных художественных впечатлений, но чрезвычайно довольный. Не советую так много напихивать в один день – езжайте в Витебск на дня три-четыре, чтобы без спешки и с удовольствием потребить художественный потенциал этого города».

Александр Соловьёв

Будущий музей. Специально для экспедиции #целаябеларусь в Витебске сучился эксклюзив. В музее истории Витебского народного художественного училища проходила выставка художника Александра Соловьёва.

К сожалению, автор не дожил считанных месяцев до своей выставки, уйдя из жизни в преклонном возрасте. Художник и директор Витебского центра современного искусства пригласил нас в мастерскую Соловьёва.

Голос Монича: «Поездка в Витебск была для меня важна также и возможностью лично познакомиться с Андреем Духовниковым, художником и директором Витебского центра современного искусства.

До этого мы с ним общались исключительно по телефону и интернету, что оставило самые замечательные впечатления. Сейчас у Андрея Эриховича очередное дело, требующее настойчивости и терпения: сохранить и музеефицировать мастерскую Александра Соловьева.

Этот чудесный художник был патриархом витебской живописи. Родился он аж в 1926 году, партизанил в Великую отечественную, после много десятилетий работал театральным художником и оформил сотни спектаклей, при этом был абстрактным художником, несмотря на идеологическую неприемлемость живописного авангарда в советское время.

Умер он весной 2021 года, оставив после себя пещеру Алладина – свою мастерскую, заполненную картинами, эскизами, художественными материалами, книгами и плотной почти осязаемой творческой атмосферой.

И сейчас задача Андрея Духовникова как директора ВЦСИ сохранить это пространство, сделав наследие большого витебского художника на постоянной основе доступным публике.

Он предложил с самого утра специально для нас приехать, чтобы открыть и показать эту мастерскую, с горящим глазом рассказывал про Соловьева, с волнением и надеждой, говорил о своих планах и беспокойстве по поводу судьбы этого места.

Такая увлечённость делом впечатляет и восхищает не меньше, чем произведения художников: Соловьева, самого Духовникова, многих других. В основе всегда лежит чувство и элемент служения».

Где остановиться в Витебске

Нет ответа на вопрос, можно ли остановить потребление искусства в Витебске. Да, его тут может быть слишком много на один приём.

Если потребуется ночёвка, неплохим вариантом будет гостиница «Витебск» в самом центре города. Можно воспользоваться случаем, и попросить номер с видом на витебские пирамиды. Возможно, они тоже уже могут быть причислены к произведениям искусства.

Посмотрите на эти снимки (единственные из города, а не из музеев, за весь день!) из окна гостиницы, сделанные на смартфон Samsung Galaxy S21 Ultra, и сами ответьте на этот вопрос. 

Где поесть в Витебске

За потреблением пищи духовной в Витебске прошёл весь день. Поэтому свежих рецептов на этот счёт у авторов путеводителя нет. Можно посмотреть репортаж из прошлогодней экспедиции #BY4000 про Витебск. Там есть пара рекомендаций по местному общепиту.

Что касается музеев, к сожалению, ни в одном из перечисленных выше мест, нет ни кафе, ни кофейни, ни ресторана.

Сувениры из Витебска

Есть несколько вариантов, где купить сувениры в Витебске. Самый простой – на центральной пешеходной улице города. Тут всегда можно найти несколько классических сувенирных магазинов со схожим ассортиментом. Самый культурный – пройти по сувенирным лавкам витебских музеев. Там есть, что выбрать на любой вкус и кошелёк.

Сувенирная лавка в усадьбе Репина в Здравнёво совмещена с кассой. Это небольшой стол-прилавок, на котором туристам предлагаются магниты, кружки и брошюры.

Из небанального – симпатичные наборы открыток с видами усадьбы и Витебска. Сувениров, связанных со Здравнёво и Репиным маловато. Возможна оплата как за наличный, так и безналичный расчёт.

Арт-центр Шагала активно борется за деньги посетителей большой сувенирной лавкой при кассе. Это стеллажи на всю стену и несколько больших витрин. Радует глаз большое количество изделий по мотивам произведений искусства.

Среди прочего есть игра монополия про Витебск. Отдельного внимания заслуживает книжная полка и особенно книга «Марк Шагал. Эстампы».

Качество печати строго контролируется центром Шагала и издание выполнено только для арт-центра в Витебске. Тянет на эксклюзив и достойное пополнение домашней коллекции.

Сувениры в стиле УНОВИС – отдельный разговор. Стильные и через 100 лет вещи и образы. Их можно найти в лавке при кассе музея Витебского народного художественного училища.

Много предметов с эмблемами, посвящёнными 100-летию УНОВИСа. В этой лавке много всего, но хочется видеть больше – книг, мерча, аксессуаров. Наряду с музеем, этому сувенирному ассортименту и его качеству смело можно доверять время и деньги.

В арт-пространстве «Толстого, 7» также есть сувенирная лавка, но она тут не главная. Вероятно, можно непосредственно с автором или куратором центра договориться о покупке произведения искусства, если оно приглянётся.

Эдакий выход на другой сувенирный уровень.

Полезные ссылки и прямые контакты #целаябеларусь

В экспедиции мы записывали для вас сторис в инстаграм Holiday.by – в Здравнёво поговорили про копии и оригиналы Репина, в Витебске потребили искусство в разных формах и проявлениях. Как и всё в путеводителе #целаябеларусь, истории сняты на смартфон Samsung Galaxy S21 Ultra.

Видео-история про усадьбу Репина в Здравнёво

Видео-история про арт-центр Марка Шагала в Витебске

Видео-история про музей УНОВИС в Витебске

Видео-история и прогулка по арт-пространству на Толстого, 7 и по мастерской Александра Соловьёва

Инстаграм усадьбы Репина в Здравнёво. Время работы, контактная информация, анонсы мероприятий

Сайт музея истории Витебского народного художественного училища (УНОВИС). Анонсы выставок, время работы, информация об УНОВИС и ссылки на филиалы.

Страница музея истории Витебского народного училища в Facebook 

Инстаграм Витебского центра современного искусства. Анонсы мероприятий, отчёты с выставок

Страница арт-пространства «Толстого, 7»

Гостиница «Витебск». Недорогая ночёвка с видом на пирамиды 

Youtube-канал Никиты Монича «Около культуры»

Куда поехать в Беларуси. Готовые маршруты по всей стране

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах

https://www.holiday.by

Езерище — самая северная точка страны. Встречаем праздник в самом северном регионе Беларуси. Прогноз — благоприятный

31 декабря 1978-го здесь фиксировали 38,6 градуса мороза, а в 1985-м любовались полярным сиянием: накануне Нового года корреспонденты «Р» побывали в самой холодной точке страны Езерище — самая северная точка страны. Поселок, окруженный лесами и озерами, расположен в Городокском районе, практически на границе с Россией.

Сегодня тут проживают немногим более 1300 человек. И что интересно: жители крайней белорусской глубинки считают себя настоящими северянами и вспоминают: в 1985 году накануне Нового года им даже повезло наблюдать редкое явление — полярное сияние.

По сравнению с райцентром, что 40 километрами южнее, температура в Езерище иногда бывает ниже на несколько градусов. Особенно если ветер со стороны Баренцева моря. До которого, кстати, около 2 тысяч километров. Но разве это расстояние для ветра-шалуна? За несколько дней до Нового года корреспонденты «Р» отправились в холодный езерищенский край, чтобы прямо на границе встретить и сопроводить в Беларусь настоящего Деда Мороза.

Без ковид-паспортов

…Вьюга порой так заметает дорогу, что даже встречные фуры не могут своими мощными фарами прорезать снежную мглу больше чем на 5–10 метров. Несмотря на явное сопротивление природы, мы потихоньку пробираемся на самый север страны. В том, что цель уже близка, сомневаться не приходится. Снежное облако становится все гуще, а ветер ледяными стрелами все настойчивее стучится в окна автомобиля. Сотовая связь то и дело пропадает, но нам уже сообщили и даже фотографию прислали: в Минске сейчас светит яркое солнышко. Да, морозное. Но, тем не менее, красивое и приятное. Здесь — все наоборот. Прорываясь сквозь метель, мы все отчетливее ощущаем себя безвестными героями сказки про Снежную королеву.

А вот и граница. На пропускном пограничном переходе — вереница большегрузных автомобилей в российском направлении. И… колоритные Дед Мороз со Снегуркой, голосующие на обочине трассы в сторону Беларуси. Расположилась парочка на радость транзитным водителям-созерцателям аккурат у дорожного знака, определяющего нулевой километр.

— Что, попутки не останавливаются? — сочувствуем гостям.

Какой бы ни была погодка, это никоим образом не испортит захватывающей церемонии прихода Нового года!

— Да, то ли холода белорусы отсрочить стараются, то ли новых завозных штаммов коронавируса опасаются, — глубокомысленно рассуждает Дед Мороз. — Что касается первого, то пора людям и настоящей зиме порадоваться. А по поводу второго скажу так: хоть мы со Снегуркой и без QR-кодов путешествуем, COVID-19 нас как огня боится — ему наша закалка не по плечу.

Пока долгожданные гости усаживаются в авто, мы озадачиваем навигатор: Дед Мороз решил начать инспекцию с местной метеорологической станции. Хочет, чтобы метеорологи все в точности доложили: как год прожили, чем погода удивила, стоит ли вмешиваться в процесс подготовки к встрече 2022 года?

Рекорды есть

— Ты не гони! — одной фразой остужает пыл нашего водителя главный пассажир с белоснежной бородой. — Свита-то и так отстает…

Оооооо! Оказывается, Дед Мороз еще и помощничков прихватил. К завеянному снегом домику на окраине Езерища подруливаем вместе: важный Снеговик с шустрым Львом почтительно держатся в сторонке, ожидают особых распоряжений хозяина. Один взмах посохом — и Снеговик уже у снегоизмерительных реек. Докладывает: снежный покров в норме! Для встречи Нового года, катания на санках-лыжах уже достаточный. Лев, слегка трясясь от морозца, смотрит на термометр: минус 14 по Цельсию. Значит, никуда народ не денется в новогоднюю ночь — чтобы согреться, придется не лениться, а активно плясать на всех елках страны.

…Метель, как будто испугавшись, убежала куда-то вдаль. И вот солнце уже путается в бархатной бороде Деда Мороза, пускает лучики, рикошетом отражаясь от блестящего золотом посоха. Дедушка доволен: все идет по плану. Строго смотрит на начальницу метеостанции Татьяну Кирееву и техника-метеоролога Наталью Дерибину: докладывайте, мол, все подробно.

Дед Мороз решил начать свою новогоднюю инспекцию с местной метеорологической станции

— Первый рекорд, — показывает на мониторе компьютера Татьяна Петровна, — уже имеется. — Наиболее низкую температуру отметили в декабре. Восьмого числа столбик термометра в Езерище опустился до минус 23,5 градуса — самый холодный день нынешней зимы. Предыдущий рекорд, кстати, был зарегистрирован ровно 20 лет назад — тогда температура упала в этот же день до 18,9 градуса.

Дед Мороз просит внучку достать блокнот с записями.

— Та-а-а-к… А чем вы вообще страну раньше удивляли, целиком ли оправдываете звание самой северной точки Беларуси? — листает одну за другой странички.

Успокаивается: местные метеорологи держат марку. Наблюдения в Городокском районе ведутся с 1925 года. И природа не перестает удивлять. Например, в 1940 году тут был зафиксирован мороз в 41,5 градуса! Этот показатель пока не побит…

— Погода у нас капризная, — поясняет Татьяна Киреева. — Бывают резкие колебания. Минувший ноябрь не стал исключением. Уже 9-го числа отметилась минусовая температура — около 3 градусов мороза. Но в целом последний месяц осени почти на 2 градуса оказался теплее обычного. А первая декада декабря, наоборот, на 3,9 градуса ниже климатической нормы. Кстати, интересно, что абсолютный минимум декабря здесь зарегистрирован в 1978 году. Рекорд: с 30 на 31 декабря тут было 38,6 градуса мороза!

Самый главный контролирующий объект — автоматизированную метеорологическую измерительно-информационную систему — и проверять нет смысла: компьютерные технологии сомнению не подлежат.

Правда, лето тоже иногда балует, отмечают между делом метеорологи. Хотя и значительно реже, чем зима. К примеру, в августе 2010 года в Езерище всех удивила жара в 36,2 градуса — абсолютный максимум за всю историю наблюдений. И нынешние июнь — июль порадовали теплом — в отдельные дни воздух прогревался до 32–33 градусов…

P.S. Редакция «Р» благодарит Белгидромет и Городокский райисполком за помощь в подготовке репортажа.

Елена Бегунова, фото Антон Степанищев

Полностью тут: https://www.sb.by/articles/rekordy-kraynego-severa.html

(Белорусский ) Вучні ДУА “Вышадская дзіцячы сад – сярэдняя школа” на зімовых канікулах наведалі краязнаўчы музей, Рэзідэнцыю Снягуркі і пабывалі на абласной Навагодняй ялінцы

Извините, этот техт доступен только в “Белорусский ”.

30 декабря. В составе СССР

В этот день в 1922 году Белорусская ССР была включена в состав СССР.

17.jpg «Декларация о провозглашении независимости
Советской Социалистической Республики Беларуси» от 31 июля 1920 года

Белорусская ССР впервые была провозглашена 1 января 1919 года под названием Социалистическая Советская Республика Белоруссия, которая 31 января 1919 года вышла из состава РСФСР, а 27 февраля объединилась с Литовской Советской Республикой в Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику — Литбел, которая прекратила свое существование в результате польской оккупации в ходе советско-польской войны. 12 июля 1920 года в результате Московского договора, заключенного между РСФСР и Литвой, Литбел перестал существовать. 31 июля 1920 года в Минске была восстановлена Социалистическая Советская Республика Белоруссия (Белорусская Социалистическая Советская Республика), в дальнейшем изменившая название на Белорусская Социалистическая Советская Республика (с принятием Конституции СССР 1936 года второе и третье слово поменялись местами).

7fc392a3d7d119241631ffb30fcc5a62d535b820_s2_n0-pic905-895x505-62314.jpg Степан Дудник. «Подписание Договора об образовании СССР»

29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов четырех республик, РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, был подписан договор об образовании СССР. А 30 декабря 1922 года состоялся I Всесоюзный съезд Советов, где договор был утвержден.

Declaration_and_Treaty_on_the_Creation_of_the_USSR-1922-page3.jpg Последняя страница Договора об образовании СССР с подписями

27 июля 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете БССР.

19 сентября 1991 года БССР была переименована в Республику Беларусь, а 8 декабря 1991 года совместно с представителями РСФСР и Украиной руководство республики подписало Беловежское соглашение о создании СНГ.

Автор: Надежда Суслова
Фото: из открытых источников

https://planetabelarus.by

“Это знак высокого доверия”: Головченко вручил госнаграды заслуженным работникам различных отраслей. В их числе и водитель аварийно-диспетчерской службы Городокского района газоснабжения УП «Витебскоблгаз»

29 декабря во Дворце Республики Роман Головченко вручил награды представителям различных отраслей. В списке награжденных — около 80 человек. 

Сильный духом

18 марта 2021 года в 14 часов 41 минуту в центр оперативного управления Городокского РОЧС поступило сообщение о том, что на озере Жодень в деревне Новка Долгопольского сельского Совета Городокского района тонут два человека. Этот звонок, как позже выяснится, на ходу сделал Дмитрий Владимиров. В тот день водитель аварийно-диспетчерской службы Городокского района газоснабжения УП «Витебскоблгаз» Дмитрий Владимиров в свободное время рыбачил и увидел, как под тонкий лед провалились два человека. Дмитрий Владимирович, не раздумывая, рискуя собственной жизнью, бросился спасать тонущих.
Дмитрий Владимиров по праву заслужил медаль «За спасенную жизнь».

— В тот день я находился на озере и услышал крики о помощи, — вспоминает Дмитрий Владимиров. — Пострадавшие находились в 500 метрах от берега. В первую очередь я позвонил в МЧС, затем взял жердь и направился ползком в сторону тонущих. Времени на раздумья не было, я даже не обращал внимания, что сам дважды проваливался под лед. Я увидел в воде мужчину и женщину, которые из последних сил держались за край льда. Они пытались на него взобраться, но лед постоянно обламывался под их весом.

Тогда Дмитрий Владимирович подал жердь женщине и вытащил ее на поверхность льда, и она ползком направилась к берегу. Затем он вытащил на лед и мужчину, который самостоятельно перемещаться не смог, поэтому Дмитрий Владимирович дотянул его до берега.

— После помог им обогреться. Сейчас мы часто видимся с этой семейной парой и с улыбкой вспоминаем тот день.

Подвиг Дмитрия Владимирова оценен на самом высоком уровне. Вчера из рук Премьер-министра Романа Головченко он получил медаль «За спасенную жизнь».

— Он совершил героический поступок и спас из полыньи двух тонущих людей, — отметил руководитель Правительства на торжественной церемонии вручения государственных наград. — Рисковать собственной жизнью и не дать погибнуть другим людям — к такому поступку готовы только сильные духом люди, и Дмитрий Владимирович оказался именно таким человеком.