8 апреля 2020 года в зале этнографии и народных ремесел Городокского районного краеведческого музея впервые была проведена онлайн-экскурсия.

Сложно поверить, но древние сокровища лежат буквально у нас под ногами! Какие поверья о кладах живут на Витебщине
В 13 км к югу от Витебска по Старооршанскому шоссе находится деревня Селюты — крупный в прошлом населенный пункт, где находилось имение Храповицких и Гесс-де-Кальве, на месте которого сейчас интернат.
В центре Селют, в болотистой местности, зарастающей летом борщевиком, находится памятник археологии из Списка объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь – городище периода раннего железного века на высоком холме.
Впервые холм обследовал и описал в 1956 году исследователь Михаил Чернявский. Впоследствии здесь проводили раскопки такие известные белорусские ученые, как Георгий Штыхов и Леонид Колединский. По мнению археологов, городище в древности служило для укрытия местного населения во время вражеских набегов.
У местных жителей есть своя версия появления холма в центре деревни – якобы внутри находится пустота с саркофагам, где в древности был похоронен могущественный князь или воин. Но это не единственная легенда старинного городища. До Великой Отечественной войны на вершине холма стояла православная церковь. В войну храм разрушили (остался только фундамент), а в 1990-е годы решили восстановить. Вот тут-то и начались странные вещи.
Стройка, начатая с размахом, быстро прекратилась. Возможно, случилось это потому что городище является памятником археологии, на котором по закону запрещены раскопки и строительные работы. Но старожилы Селют утверждали, что со стройки начали массово уходить рабочие, некоторые из которых исчезали бесследно.
Рассказывали, что один из строителей случайно нашел старинный золотой перстень, которые впоследствии выгодно продал, сбежав со стройки. Этот рассказ, по мнению местных, является доказательством того, что в глубине холма скрыты несметные богатства.
Чашники – тихий районный центр на юге Витебской области, в прошлом местечко. Впервые город был упомянут в письменных источниках под 1504 годом. Издревле здесь жили торговцы и ремесленники.
Главной «купеческой» улицей в Чашниках была Золотая Гора – современная Пролетарская улица. Свое историческое название она получила из-за богатства местных жителей, а также из-за того, что поднимается в горку.
В книге «Память», изданной в 1997 году, приводятся интересные местные легенды о заколдованных сокровищах Золотой Горы.
Люди верили, что если идти по улице ночью, то можно увидеть сверкающее ярко-желтое колесо, катящееся с горы. Здесь главное не испугаться и ударить по нему палкой, рукой или ногой – тогда колесо превратится в горсть золотых монет. Их нужно немедленно собрать и отнести домой, никому не рассказывая о чудесной находке – иначе золото может исчезнуть.
Другую легенду о спрятанном золоте рассказал составительнице книги Нине Киндяевой старожил Александр Дятковский. По его словам, когда он был ребенком, незадолго до Октябрьской революции, в соседнем доме по Березинскому переулку (рядом с Золотой Горой) поселились два необычных человека, которых все считали иностранцами. У одного из иностранцев были кривые ноги.
Эти двое днями пропадали на старом кладбище на берегу реки, где уже тогда никого не хоронили (сейчас на этом месте парк). Иностранцы искали могилу с поврежденным каменным крестом. В конце концов, местные узнали, что необычные люди искали могилу с каменным крестом, под которым был зарыт гроб с серебром и золотом. Там было столько денег, что хватило бы всем.
После отъезда иностранцев жители местечка принялись искать сокровище на кладбище уже самостоятельно, с помощью щупа, но безрезультатно. Со временем эта история забылась.
Необычный случай произошел в 1963 году в деревне Отрубок (в 9 км от Докшиц). Там свинья вырыла из-под земли горшок, наполненный монетами Нидерландов и Речи Посполитой. Горшок этот, судя по датам на монетах, был спрятан еще в 1694 году.
В этой же деревне через 7 лет, в 1970 году, был найден второй клад – монеты Российской империи начала XIX века. Случай поистине уникальный – два клада в одном небольшом населенном пункте! Возможно, были и другие находки, но о них не сообщалось.
Еще один клад был найден при загадочных обстоятельствах в деревне Коровичи Чашникского района в 1986 году. Обнаружили его на обрыве моста через реку Усвейку. Клад был спрятан в 1644 году и содержал 3860 монет Речи Посполитой, Бранденбурга, Германской империи, Пруссии, Шведской Прибалтики. Эти деньги можно увидеть в Витебском областном краеведческом музее на выставке «Клады земли Витебской».
Если вспомнить о традиции бросать монетку под фундамент строящегося дома или сооружения, то несложно представить, когда впервые через Усвейку в Коровичах был построен мост!
Клады находят не только в далеких деревнях и небольших городках, но и в самом центре Витебска, буквально у нас под ногами! Согласно энциклопедическому словарю «Витебск», изданному в 1988 году, на территории города было в разное время найдено 11 монетных кладов (из более чем 200 обнаруженных в Витебской области). Сейчас их, безусловно, куда больше.
Самый известный витебский клад был найден 24 сентября 1926 года в саду имени Ленина на Успенской горке (современный зоопарк). Двое рабочих – Некрашевич и Соколовский, при проведении земляных работ на метровой глубине, обнаружили глиняный горшок с монетами, который немедленно доставили в тогдашнее отделение Белорусского государственного музея (нынешний Витебский областной краеведческий музей).
В горшке хранилось 792 серебряные монеты, отчеканенные с середины XIV по 70-е годы XV века в средневековой Чехии – так называемые «пражские гроши». Какое-то время эти деньги ходили в Польше наравне с местной монетой, а оттуда попадали и на белорусские земли. Клад был осмотрен директором музея И. Василевичем и выставлен на всеобщее обозрение.
До войны большая часть клада хранилась в Витебске, а 25 монет были переданы в Минск. Что случилось с сокровищем дальше, неизвестно. По словам главного хранителя фондов Витебского областного краеведческого музея Ольги Давидовской, клад, скорее всего, затерялся во время эвакуации.
Старинный ритуал, символизирующий приход весны в жизнь хлеборобов, дал официальный старт посевной кампании в нашем регионе. Праздник первой борозды прошёл на полях ОАО «Птицефабрика Городок» возле д. Скрипки. Сегодня труд хлебороба механизирован, но живы добрые традиции наших отцов и дедов, связанные с началом весенне-полевых работ: специальная церемония, проведение которой по древнему поверью способствует успешному сельскохозяйственному году.
Мероприятие началось с песни, как того требует обряд, так, как выходили раньше на весеннюю ниву землепашцы и засевали поле вручную. Наши предки с большим уважением относились к земле, называя её матушкой-кормилицей. Считалось, что она слышит, как к ней обращаются.
Продолжилось торжество молитвой настоятеля храма Святого Апостола Андрея Первозванного отца Александра. Он передал гостям иконы, символизирующие благословение на дальнейшие добрые дела, окропил участок поля, семена, тружеников и сельскохозяйственную технику святой водой.
С торжественным началом посевных работ всех присутствующих поздравил первый заместитель председателя Городокского райисполкома, начальник управления по сельскому хозяйству и продовольствию Сергей Владимирович Ермакович. «Наша с вами задача — оптимально качественно и в срок провести яровой сев на Городокщине. Я желаю всем слаженной работы, чтобы не подводила техника и хорошей погоды», — подчеркнул он.
В целом, площадь ярового клина в регионе составит 18 302 га: 11 350 га — зерновых культур, 2 145 га отведено на яровой рапс, под картофель — 7 га, под кукурузу — 4 800 га (1000 га — на зерно).
Со словами напутствия к хлеборобам обратилась председатель райкома профсоюза работников АПК Татьяна Груганова. Она пожелала всем крепкого здоровья, трудовых успехов и достигнуть максимального урожая в будущей уборочной кампании.
По традиции Сергею Владимировичу и механизаторам Дмитрию Шаповалову и Тимофею Сенченко вручили ароматные караваи.
Вот пришло время для самого обряда. Празднично одетая женщина закопала в почву дары, завёрнутые в кусочек полотна на ровные и сильные всходы, как считали наши предки. Затем «гаспадар», нарядившись в чистую льняную рубаху, подпоясавшись красным самотканым поясом, не забыв и про соломенную шляпу, вышел в поле, где по старинке посеял зерно, разбрасывая его горстями из лукошка, после чего был дан старт машинному труду.
Завершился праздник народными песнями местных артистов, работников ЦТКиНТ, пожеланиями богатого урожая и новой встречи на «Зажинках».
Одновременно с посевной стартовало районное соревнование среди механизаторов на весеннем севе. Оно проводится с целью своевременного и организованного выполнения весенне-полевых работ, повышения моральной и материальной заинтересованности людей, занятых на ответственном участке сельхозпроизводства. В нём примут участие трактористы на подготовке почвы, внесении органических и минеральных удобрений, севе зерновых и зернобобовых культур, рапса, добившиеся наивысшей выработки в гектарах. Промежуточные результаты будут подводиться еженедельно.
Елена КРАВЦОВА
Неоготика («новая готика») возникла в Великобритании в середине ХVIII века, а в континентальной Европе окончательно утвердилась спустя столетие.
В наших краях впервые этот стиль проявился в контурах построенной в 1849 году часовни-усыпальницы рода Ожешко в Закозели, а также восхитительного по своей изысканности храма в Сарье (1852–1857 гг.). О печально-романтичной истории его создания «Планета Беларусь» уже рассказывала, однако не станем лишать себя и читателя удовольствия еще раз взглянуть на напоминающие языки пламени шпили бывшего костела.
На рубеже ХIХ–ХХ веков белорусские города и местечки украсила целая россыпь архитектурных шедевров в стиле неоготики. Давайте же взглянем поближе на некоторые из них.
В 1898 году под руководством архитектора Артура Гойбеля началось создание крестовидного костела на месте бывшего монастыря францисканцев, закрытого еще в 1837-м. Во время Первой мировой войны храм был сильно поврежден. Однако в 1920-х, когда Поставы оказались в составе Польши, костел отреставрировали. После Второй мировой святыню закрыли, а в здании оборудовали склад. Еще через некоторое время здесь разместился промышленный цех. Лишь в 1988 году в храме возобновилась религиозная жизнь.
Храм был построен в 1898–1903 годах по проекту польского архитектора Константина Войцеховского на пожертвования прихожан, имена которых в дальнейшем были выбиты на одной из стен костела. Любопытно, что эти надписи уже давно нельзя увидеть, так как они замазаны цементом: по одной из версий, по приказу гродненского губернатора, так как имя царя Николая II стояло в этом списке не первым, по другой – уже в советские годы, по распоряжению местного начальства.
Неоготический костел Святой Троицы – одно из красивейших и самых высоких (64 метра) культовых сооружений Беларуси – был возведен в 1899–1903 гг. на средства князя Ольшевского по плану архитектора Вацлава Михневича. Ввиду не совсем удачно выбранного места для строительства (грунтовые воды размывали фундамент и мешали работам), пришлось даже повернуть русло местной реки Лоши, а на ее берегу специально возвели завод, где изготавливали высококачественный кирпич для храма. Вокруг Троицкого костела разбит ландшафтный парк со скульптурами апостолов и редкими декоративными растениями.
Строительство костела продолжалось с 1901 по 1903 год. В советское время здание храма исполняло разные функции, но только не религиозные: здесь размещались и зернохранилище, и филиал краеведческого музея, и даже спортивная школа. В 1958 году фасад здания и стрельчатая башня были разрушены, а вместо них пристроили пятиэтажный параллелепипед – в таком виде костел дошел до наших дней. В 1990-е годы храм Девы Марии был возвращен католическому приходу, возобновились богослужения. С тех пор прихожане не теряют надежду вернуть святыне первоначальный вид.
Проект реконструкции Katolik.life
Этот величественный храм был воздвигнут в 1902–1909 годах на месте деревянного костела ХVII (по другим сведениям, ХVIII) века. Интересно, что на стенах здания, чудом дошедшего до нас в первозданном виде, сохранились отпечатки ладоней его строителей, на которые приезжают посмотреть туристы. В храме также сохранилась аутентичная действующая фисгармония начала ХХ столетия.
Краснокирпичный костел был возведен в 1904–1907 годах на средства графа Владислава Умястовского. Вскоре после завершения строительства храма меценат умер, его похоронили здесь же, в Субботниках, в родовой усыпальнице в крипте костела. В годы Великой Отечественной войны храм был частично разрушен, в 1947 году отреставрирован. Любопытно, что это единственный костел в Беларуси, освященный во имя святого Владислава Венгерского, принесшего… православие в Венгрию.
Говорят, автор проекта храма Святого Алексея архитектор Михаил Гатовский ориентировался при его возведении на виленский костел Святой Анны. Разрешение на строительство ивенецкой святыни в 1905 году дал лично император Николай II по просьбе знаменитого картографа Эдварда Каверского. Несмотря на то, что храм довольно успешно продержался во время двух мировых войн, в 1947 году он был закрыт, а в дальнейшем передан в качестве филиала Государственной библиотеке имени Ленина и до 1988-го «проработал» книжным складом.
К списку высочайших храмов Беларуси можно отнести и шиловичский костел Святой Троицы, высотой 55 метров. Был построен в период с 1907 по 1914 год. К сожалению, в советские годы костел постигла та же учесть, что и многие другие культовые сооружения: в 1959 году храм был закрыт, а само здание переоборудовано под склад. В 1989 году костел вновь начал исполнять религиозную функцию.
Миорский костел был построен в 1907 году по проекту виленского архитектора Антония Филипповича-Дубовика на месте деревянной часовни. В 1951 году храм был закрыт и приспособлен под склад зерна, но уже спустя пять лет, в 1956-м, снова возвращен верующим. Рассматривая ближе трехнефный костел, можно увидеть вмурованные снаружи в боковую стену надгробные плиты князей Святополк-Мирских.
Неоготический храм, который является одним из самых высоких культовых сооружений Беларуси (его высота составляет 59 метров) строился в период с 1909 по 1914 год по проекту архитектора Вацлава Михневича. В 1915-м немецкие войска заняли Видзы; в нескольких сотнях метров от костела практически три года проходила линия фронта. Постоянные обстрелы сильно повредили храм. В 1920-х, когда костел Святой Троицы реставрировали, в память о событиях войны было решено вмуровать в стены несколько снарядов. После Второй мировой в храме был организован склад, зернохранилище, а позднее – спортзал. В 1989 году святыню передали верующим.
Автор: Елизавета Хилькевич
Фото: Сергей Плыткевич
Участники народного театра миниатюр «Фонограф» ГДК — люди разных возрастов и профессий, но при этом свои вечера они проводят вместе на «театральных подмостках». С 1981 г. «Фонограф» радует нас своими шутками и дарит море позитива и хорошего настроения.
Изначально «Фонограф» был создан как агитационно-художественный коллектив. Сегодня «Фонограф» — это театр сатиры, состоящий из актёров-любителей, которые профессионально показывают юмористические монологи и диалоги, смешные сценки и стендап-выступления.
В 1986 г. он одержал победу в областном смотре-конкурсе агитационных бригад, а в Республиканском — стал дипломантом и представителем народного творчества Беларуси на ВДНХ СССР. Первым руководителем и создателем театра была Ольга Ковриго. Потом театр возглавлял Сергей Романенко. На данный момент им руководит Ольга Люкшина.
— Ольга Ковриго научила участников коллектива серьёзно относиться к этому художественному жанру, привила любовь и преданность к нему, а также показала, что нужно быть смешным и не бояться сцены, — говорит Ольга Люкшина.
Театральная труппа ежегодно участвует во Всебелорусских фестивалях народного творчества, в областных фестивалях юмора, занимая призовые места. Она является лауреатом I Всебелорусского фестиваля народного юмора «Автюки-95». В 2019 г. в этом конкурсе «Фонограф» был награждён дипломом II ст. в номинации «Театр миниатюр».
— Сейчас в театре более 15 актёров-любителей. Их возраст — от 20 до 60 лет. Есть даже семейная династия: Александр Булаев и его сын Павел являются талантливыми актёрами «Фонографа», — рассказывает руководитель театра. — С большим уважением все относятся к участникам самых первых программ: О. Кучерявенко, С. Самсоненко, В. Королёв, С. Хазанов, И. Ермолаев, С. Осипов и мн. др.
Специализация театра — юмор. Актёры на сцене рассказывают анекдоты, показывают пантомимы, танцевальные юмористические номера, пародируют известных личностей и т. д. Режиссёр-постановщик Ирина Романюга использует различные направления юмора, чтобы подарить зрителю положительные эмоции. Смех в зале означает, что номер удался.
Каждый актёр в этом коллективе по-своему уникален, в нём есть то, что отличает его от всех остальных. В 2019 г. на областном фестивале сатиры и юмора «Смеяться не грех» Ирина Землякова стала лауреатом I степени в номинации «Stand-up, или индивидуальный исполнитель», а Александр Яковлев на республиканском фестивале «Автюки» занял второе место в номинации «Анекдот».
В 2021 г. театр отметит свой 40-летний юбилей на сцене ГДК.
— Театр — это мир единения зрителей и артистов. Поздравляю всех участников «Фонографа», «Форума» и народного драмтеатра ГДК, и всех, кто связал свою жизнь с театральным искусством. Желаю ярких и незабываемых эмоций, потрясающих идей, счастливых событий и интересных ролей. Дарите тепло своей души людям! — поздравила всех Ольга Люкшина.
Майя СОЛДАТЕНКО