В охотничьих угодиях Городокского отделения БООР успешно прошла охота на лосей на вабу иностранных туристов-охотников.

С начала сентября в лесных угодьях Городокского отделения БООР была организована охота на лосей  способом вабу для трёх групп охотников из Польши, Германии и Люксембурга.

С середины сентября до начала октября у лосей начинается гон. Оповещая самок и соперников, самцы издают специфические звуки. Имитируя издаваемые лосями звуки с помощью специального манка, можно подманивать животное. Разумеется, лучше заранее знать где у лосей из года в год основываются гонные ямы и излюбленные поляны с заломами и зачесами. Но, если лося много, то на вабу он пойдет издалека. Главное чтобы на нее не пошел другой охотник.

Манок на лося (ваба) позволяет копировать крик самца путём извлечения звуков из глубины гортани. Чтобы усилить звук, полученный с помощью манка на лося, рекомендуется использовать берестяной рупор примерно 40 см в длину. Кстати, в небрачные периоды сохатый практически не издаёт никаких звуков, а если и производит короткое фырканье, то только при сильном испуге.

Для проведения трофейного отстрела наиболее благоприятен начальный период гона, особенно первые 10 дней. В это время на приманивание подходят быки с хорошими трофейными рогами, не поврежденными во время драк. Зная по опыту прошлых лет время разгара гона, нужно вычесть из средней даты пика 25 дней. В результате будет определена дата, с которой следует начать проверку реакции быков на вабу. На территории лесной зоны Городокского района средние даты пика гона приходятся на 12— 17 сентября.

Охотники любят охоту на вабу за ее азартность и за остроту ощущений. Однако необходимым условием для удачной охоты на вабу является умелая работа вабильщика. Некоторые охотники очень правдоподобно имитируют издаваемые лосем звуки без всяких подручных средств, лишь сделав из ладоней подобие рупора и зажав указательными пальцами нос. Кто-то стонет в ствол ружья или в стекло от керосиновой лампы, кто-то – в бутылку с отбитым дном. Все эти способы требуют некоторого таланта от вабильщика, способности точно воспроизвести голос животного нужного пола и возраста.

Но работники Городокского отделения БООР успешно владеют всеми способами вабильщика и во время последнего тура охотников из Европы с начала сентября до 21 сентября обеспечили выполнение охотничьих заявок  гостей из Польши, Германии и Люксембурга. Всего шесть иностранных охотников добыли три трофея в Городокских лесах, получив большое удовольствие.

Л. Антонов

Фото: Сергей Новиков

Растопить баню и съесть «Мечту». Что попробовать и чему научиться в Беларуси?

Искушенные путешественники все чаще выбирают не просто экскурсии и прогулки по новым городом — они едут за новым опытом. Слово «экспириенс» даже попало в новые туристические тренды. Это значит, не просто поехать посмотреть Италию, а, например, отправиться на пару дней на виноградники в Тоскане собирать урожай. Или вместо обычного вояжа на круизном лайнере стать частью команды на небольшом паруснике и уйти в море учиться вязать морские узлы. Мы поискали, за каким опытом туристы могут отправиться в Беларусь, и вот, что получилось.

Поучиться деревенской жизни

Стоит только выбраться за МКАД, и Беларусь многоэтажную, с шумными проспектами и торговыми центрами сменяет страна уединенных деревень, лесов и завораживающих пейзажей. Для белорусов отдых в деревне — дело привычное. Но вот для тех, кто всю жизнь провел в шумном мегаполисе и не мог сбежать к бабушке в деревню, жизнь на хуторе может стать весьма необычным опытом.

Осуществить эту идею несложно. Достаточно просто поехать на одну из белорусских агроусадеб, где хозяева согласятся познакомить приезжих с местным бытом.

И ведь можно не просто отдыхать на лоне белорусской природы — в деревне всегда много активностей, которые интересно попробовать. Научиться топить печку и доить корову, попробовать дичь из местного леса и самому наловить рыбы в озере, посмотреть, как устроена пасека, прополоть грядки, а потом попариться в бане с дубовыми вениками.

Такая смена обстановки и деятельности поможет хорошо отдохнуть, а опыт станет незабываемым, ведь в деревне столько увлекательного.

Побывать в СССР

Многие туристы хотели бы больше узнать о жизни в СССР, а в Беларуси вернуться в советское прошлое проще простого. Например, в Минске множество зданий, построенных в советский период. Сталинский ампир на проспекте Независимости впечатлит каждого.

Для антуража стоит еще посмотреть памятник Ленину на площади Независимости.

Или просто съездить в районный городок, где центральная площадь будто срисована с советских открыток.

В Беларуси советское прошлое и настоящее слились воедино. Белорусы обедают в заводских столовых с продавцом в фартуке и чепчике, ужинают в ресторане с итальянским меню и приглушенным светом и не обращают внимания на такие контрасты. Иностранец же сразу оценит экскурсионную ценность таких мест, как те же столовые в центре Минска: меню как и 50 лет назад, обед за копейки и обстановка, как в советских фильмах. А ведь есть еще буфеты с неизменным пирожным «Картошка», универсам «Центральный» с крестьянками на барельефах и тортом «Мечта», мурал с серпом и молотом на Фрунзенской.

Со знающим человеком найти такие места в Минске или в любом другом городе несложно. А если приправить все рассказами о жизни в Советском Союзе, то впечатлений останется множество.

Принять участие в военной реконструкции

Несмотря на десятки прошедших лет даже сегодня в стране остается множество следов после двух мировых войн. По всей Беларуси разбросаны ДОТы, форты, историки легко подмечают в местных ландшафтах искусственные холмы, оставшиеся на месте оборонительных рвов, да и многочисленные памятники, военные кладбища, братские могилы не дают забыть скорбную историю.

Места, где раньше проходили бои или оборонительные линии, до сих пор хранят особую энергетику и исключительно подходят для того, чтобы глубже познакомиться с военной историей. Особенно интересно будет побывать на военной реконструкции, которые регулярно проходят в Беларуси. Театральное зрелище вкупе с историей и сохранившимися военными объектами обязательно оставят сильное впечатление.

Научиться готовить белорусские блюда

В белорусской кухне множество рецептов, которые умельцы из любого уголка мира захотят повторить.

Вот, например, бездрожжевой хлеб по 200-летнему рецепту, который до сих пор выпекают в Глубокском районе. Особенно известны мастер-классы Степаниды Лупач из деревни Дерковщины, которые она иногда устраивает журналистам или гостям. Но ведь в Беларуси множество хозяек, которые готовят настоящие шедевры в старых печах, нужно лишь найти их и уговорить поделиться секретами. И такая экскурсия и мастер-класс станут незабываемым опытом для любого туриста.

Перейти границу

К счастью, для многих граница является достаточно условным понятием, линией на карте или дорожным знаком на въезде в другую страну. У белорусов же слово «граница» ассоциируется с ожиданием и очередями, проверками, подсчетами, штампами и надеждами на быстрое прохождение. Но хотя бы раз это стоит попробовать. Не самый увлекательный, но все же опыт. Увидеть длинные очереди, посмотреть на тщательные проверки машин, погадать, сколько времени это займет и после пары часов ожидания ощутить эту легкость и радость от того, что граница пройдена.

Прокатиться по узкоколейке

Путешествие по Беларуси на поезде может стать отдельным приключением, но для тех, кто любит старые поезда и необычные маршруты, есть особый вариант — экскурсия по лесной узкоколейке.

Не все об этом знают, но в Беларуси сохранилось достаточно много узкоколейных путей, которые строились в основном для промышленных нужд и перевозок. Сегодня они стали основой для романтических прогулок в небольших и атмосферных поездах по уголкам Беларуси, куда не так просто добраться другим путем.

Юлия Барило

https://planetabelarus.by

Завтра в городском сквере пройдет мероприятие «День без автомобиля»

В субботу 22 сентября в городском парке с 11 часов пройдет мероприятие «День без автомобиля», в котором могут принять участие все желающие.

Программа «Дня без автомобиля» в Городке достаточно разнообразная.  В сквере будет действовать интерактивная площадка «ПДД – детям», а также состоится конкурс рисунков на асфальте «Экология и автомобиль». Фитнес-клуб «TA-LI-A»  проведет тренировку на свежем воздухе, а также состоится мастер-класс по туристско-прикладному многоборью.

В рамках мероприятия будут подведены итоги фотоконкурса «SAMOKAT forever». Творческие коллективы Городка представят развлекательную программу «День ПАРКовка». Также в программе игры, конкурсы и т.д.

Л. Антонов

Гістарычныя габрэйскія могілкі Гарадка чакаюць добраўпарадкавання, каб стаць турыстычным аб’ектам…

За мінулае ХХ стагоддзе праз другую сусветную вайну і бальшавіцкі гістарычны нігілізм на гарадоцкай зямлі засталося мала гістарычных помнікаў ранейшых за ХХ стагоддзе. Але габрэйскія могілкі застаюцца такім месцам, бо іх гісторыя цягнецца з XVIII стагоддзя.

Пяць гадоў таму мне давялося пісаць пра габрэйскія могілкі, якія з’яўляюцца ўнікальнымі для Беларусі, у нататцы «Исчезающая память». Тады прайшло пяць гадоў з таго часу, калі могілкі вызваляліся ад хмызняка і было выяўлена каля 300 мацэваў – рытуальных габрэйскіх помнікаў.

І вось яшчэ мінула пяць гадоў. І маладыя вальховыя дрэўцы выцягнуліся і закрылі лесам старажытную частку могілак ад наведвальнікаў, хаваючы разам  з гэтым і гісторыю Гарадка.

Мне пашчасціла разам з Маркам Іосіфічам Крывічкіным – лідэрам мясцовых габрэяў – наведаць  і сучасную частку могілак, і старажытную. Сучасная частку могілак, якая мае гісторыю з сярэдзіны ХХ стагоддзя знаходзіцца ў дагледжаным стане. І Марк Іосіфавіч можа гадзінамі распавядаць пра тых габрэяў, якія знайшлі тут пакой.

Ды і ў сеціве большасць  гэтых успамінаў ужо занатавана, дзякуючы Аркадзю Шульману — кіраўніку габрэйскай супольнасці “Мішпоха”.

Старажытная ж частка могілак, якая мае гісторыю як мінімум з 1869 года, а маецца меркаванне, што яе гісторыя пачынаецца наогул з 1708 года, знаходзіцца ў занядбаным стане – зарастае альховым лесам.Ды і мацэвы падаюць пад уплывам часу…

Зарастаюць альховым лесам і тыя два каменныя сталы, на якіх размяшчаліся памерлыя габрэі перад пахаваннем. А гэта  рэдкі выпадак для застаўшыхся габрэйскіх могілак на Беларусі, дзе ў шматлікіх мястэчках напачатку ХХ стагоддзя значная частка насельніцтва была габрэйскай.

Яшчэ больш гісторыі хаваюць мацэвы, што ўціснуліся ўжо ў зямлю на  тры чвэрці або наогул увайшлі ў яе. Сёння іх сляды шчэ бачны сярод альховага лесу, але ж дрэвы  іх перамагаюць. Лес перамагае сотні, а мо і тысячы мацэваў… Атрымліваецца, што лес у Гарадку перамагае гісторыю?

Між тым у суседніх Бешанковічах знайшліся нашчадкі тутэйшых габрэяў, якія на працягу апошніх гадоў, займаюцца адраджэннем памяці габрэйскіх могілак, аднаўляючы  першапачатковы выгляд могілак і прачытваючы надпісы на мацэвах. Відавочна, што суседняму райцэнтру пашанцавала на неабыякавых нашчадкаў.

Але ж гісторыя належыць усяму грамадству і яго неабыякавай часткі. Ды і ўладам варта прыкласці намаганні для захавання гісторыі, у тым ліку і гісторыі габрэйства ў Гарадку. А гэта гісторыя трагічна з галакостам другой сусветнай вайны і пасляваенным пераследам. І добра, што зараз спыніўся вандалізм на габрэйскіх могілках, калі ламаліся мацэвы для падмуркаў, калі вандаламі растрэльваліся фотаздымкі памерлых…

Атрымліваецца, што габрэйскія могілкі ў Гарадку яшчэ чакаюць неабыякавых нашчадкаў, якія гатовы заняцца валантэрскай дзейнасцю па добраўпарадкаванню гістарычнага месца райцэнтра. Дарэчы і старадаўнія хрысціянскія могілкі Гарадка таксама патрабуюць дагляду.

Ці гатовы шматлікія грамадскія арганізацыі райцэнтра і раёна пачаць працу па дагляду могілак, складанню іх летапісу?… Тады могілкі разам з помнікамі на месцах галакосту стануць месцамі памяці нашай гісторыі, якія варта наведваць.

Леанід Гаравы, фота аўтара

 

В Городокском районе соберутся на слет юные посланники мира из Витебской и Московской областей

Юные посланники мира из Витебской и Московской областей соберутся на слет в Городокском районе, сообщили БЕЛТА в Витебском облисполкоме.

Мероприятие пройдет 20-22 сентября на базе загородного оздоровительного лагеря “Орион” в деревне Кабище. Его участниками станут более 70 ребят, учащихся 10-11-х классов, из Городокского и Шумилинского районов Витебской области и поселка городского типа Деденево Московской области.
Программа слета объединена общей темой “Счастье жить в мирной стране”. Одним из его главных событий станет открытие первой в Витебской области школы мира на базе средней школы №1 Городка, которое состоится 21 сентября с участием представителей областных и местных органов власти. Запланировано участие делегаций в открытии аллеи дружбы, тематической научно-практической конференции, интеллектуальном турнире, посещение мест боевой и воинской славы.
Организаторами слета являются Городокский райисполком, Витебское областное отделение Белорусского фонда мира.
Ольга Богачева – БЕЛТА
Фото из открытого источника.

Заповедный остров – затерянный рай! Про креативный агротуризм в Глубокском районе

Оговорка из разряда подсознательного: классифицируя отснятый в усадьбе «Заповедный остров» материал, папку со снимками фотограф подписал «Затерянный рай».

2018-06-15-24--1229.jpg 2018-06-15-24--1209.jpg

 

Она и впрямь напоминает рай эконом-класса, ладно скроенный и крепко сшитый. Скорее даже Ноев ковчег. Разгуливают в загоне резвые козочки. То и дело из своих домиков высовывают пуховые щечки милашки-кролики. Лохматый огромный пес подходит, ластится. Подставляет солнышку румяные бока клубника на грядке. О чем-то вечном шумит старый лес, и солнечные блики словно нехотя перебирают гладь воды на озере – словом, полная природная гармония. Идиллия…

2018-06-15-24--1172.jpg 2018-06-15-24--1157.jpg 2018-06-15-24--1128.jpg 2018-06-15-24--1197.jpg 2018-06-15-24--1154.jpg

Согласитесь, зачаровывает!

Удивительное в этом году выдалось лето, картинка была практически идеальной.

2018-06-15-25--1114.jpg

Будто услышав мои мысли, хозяин усадьбы Алесь Цвирко подтверждает:

2018-06-15-25--1272.jpg

– Да, хорошая погода – верный союзник агроусадеб! Загрузка в этом году была неплохая. В усадьбе можно разместить 20 человек, и частенько этим летом все места были заняты.

Нашему объединению агроусадеб под названием «Велесаў шлях» пошел уже третий год. Оно включает усадьбы «Заповедный остров», «Центр Европы», «Медвежий угол», «Утрина», коневодческое хозяйство «Конны фальварак» Якова Серафимовича и ЛФХ «Краіна мар».

«Утрина» – это индейская тема, костюмы, хаски, конкурсы красоты, зимой прогулки на санках с упряжкой, а также пермакультура – совмещение природы и цивилизации – и прочее. Много у ребят интересных идей!

Мы – «Заповедный остров» – позиционируем себя как место для спокойного отдыха на природе, где можно порыбачить, попариться в баньке, покататься на велосипедах, которые выдаем бесплатно своим гостям. Как и лодки. Можно устроить пикник прямо посреди озера на плоту.

2018-06-15-25--1284.jpg

Усадьба «Медвежий угол» присоединилась к нам сразу. Ее хозяин Сергей также переехал из Минска, как и я, и Яков Серафимович. Его усадьба «охотничья», у них в аренде небольшое зарыбленное озеро Кривое, это прекрасное место! По заказу Сергея и его супруги Лены создано капище Велеса.

ЛФХ «Краіна мар»– это вкуснейшие сыры, мастер-классы, фотосессии, милые хозяева и ласковые козочки.

Яков Серафимович («Конны фальварак») вместе с женой Ириной растят троих детей и ведут фермерское хозяйство.Организуют обучение верховой езде и конные прогулки.

Планируем создавать совместные маршруты, а пока, на данном этапе, «меняемся» клиентами, отправляем друг к другу своих гостей. Если у меня занято и поступает звонок, то я отдаю заявку своим коллегам. Так же поступают и они. Пытаемся возрождать старинные традиции, в том числе и языческие. Как я уже рассказал, вырезали первых идолов.

2018-06-15-25--1282.jpg

«Хорошо ли иметь свой остров?» – на мой вопрос Алесь Цвирко довольно улыбается и согласно кивает. Когда-то сын белорусского поэта и переводчика Кастуся Цвирки, инициатора создания «Беларускага кнігазбору», сменил книжный бизнес в столице на усадьбу в Глубокском районе. Мы с Сергеем Плыткевичем видели его первые шаги: самый первый дом, который Алесь строил сам. Сегодня территорию не узнать: три уютных деревянных домика в стиле «кантри» с отдельными спальнями, каминами, картинами и деревенскими половиками.

2018-06-15-25--1115.jpg 2018-06-15-25--1237.jpg 2018-06-15-25--1247.jpg 2018-06-15-25--1273.jpg 2018-06-15-25--1277.jpg 2018-06-15-25--1279.jpg 2018-06-15-25--1280.jpg

Во дворе нестандартные лавки-качели, беседки, навесы. И под «парами», наготове, стоит плот у причала.

2018-06-15-25--1249.jpg

– У меня в планах создать маршрут по нашему озеру. Причем практически всесезонный. На зиму подготовили основу для причала. Посреди озера есть остров, на котором хотим соорудить реконструкцию древнего капища. Прямо на берегу озера – древнее захоронение, X–XIV вв., и курганы, и каменные кресты, и каменные могилы… Там планируем причаливать. Хотим поставить несколько погребальных идолов. Консультировались с археологом Сергеем Тарасовым. Возможно, со временем будем проводить реставрацию каких-то обрядов.

А на другом берегу острова мечтаю построить место отдыха с кострищем, чтобы там можно было приготовить уху, шашлыки, искупаться.

Следующая наша остановка – усадьба «Центр Европы» и парк. Парк необходимо облагородить. Уже договорились с колледжем искусств, для начала разработаем знак Беларуси, и призовем поставить знаки своих стран всех, кто уже высадил аллею во время фестиваля христианских фильмов и телепрограмм Magnificat. Хотелось бы привлечь к этому посольства или культурные общества европейских стран. Получился бы классный парк!

Еще есть идеи по поводу сооружения скансена викингов.

Места наши и правда заповедные. В лесу сохранились шрамы-окопы, оставленные Первой мировой. Вокруг – постоянные напоминания о партизанском движении, существует даже аэродром из тех времен.

В межсезонье у нас отдыхают соотечественники, а летом усадьба популярна у россиян, бывали у нас туристы из Западной Европы, США, ЮАР, в основном это бывшие выходцы из наших мест. В качестве рекламы чаще всего и лучше всего срабатывает «сарафанное радио». Кстати, в советское время на этом месте находилась небольшая база отдыха. Здесь отдыхали знаменитости, например, семья актерской династии Еременко, которые любили в этих краях рыбачить и охотиться.

Прошлый раз, когда во время Вишневого фестиваля в Глубоком проходил финал конкурса «Мисс экстрим-2018», то у нас красавицы ныряли с аквалангами, у Якова в эффектных нарядах катались на лошадях, а в усадьбе «Центр Европы» организовали вечер национального костюма. Было весело, пели караоке. Так сообща и провели мероприятие.

Приезжайте на заповедный остров меж двух озер – Ивесь и Озерко – и вы сами ощутите всю прелесть затерянного в лесах рая!

2018-06-16-1--DJI_0003.jpg 2018-08-10-7--DJI_0097.jpg 2018-06-16-1--DJI_0017.jpg 2018-06-16-1--DJI_0013.jpg 2018-06-16-1--DJI_0022.jpg
Наталья Плыткевич
редактор портала wildlife.by

Как заработать на виноградной улитке в Городокском районе

Коммерческой интуиции Александра Костюкевича из Витебской области можно только позавидовать. Идею для доходного бизнеса он нашел под ногами. В прямом смысле слова. Возвращался с другом с охоты после дождя, а на тропинке — виноградные улитки. Приятель пошутил: вот, мол, живые витамины на земле валяются. Александр Валентинович задумался и в тот же вечер приготовил супруге Анжелике блюдо из сухопутного моллюска. Понравилось. Так в деревне Рослые Городокского района появилась агроусадьба «Виноградная улитка». Прошло семь лет, а спонтанная идея продолжает приносить хозяевам и деньги, и удовольствие. Так, может, ценный опыт предпринимателя есть смысл применить в масштабах страны?

В этом году в регионах прошли открытые аукционы по продаже права на заготовку и закупку виноградной улитки. Например, в Пинском районе торги проводились впервые. А вот Брестский райисполком в деле не новичок. Последние торги проходили 20 марта, приводит хронологию заместитель начальника отдела экономики Дмитрий Щербенков:

— Начальная цена лота составляла 460 рублей. Так как в аукционе участвовало лишь одно юридическое лицо, согласно правилам лот продали с шагом пять процентов к стартовой цене.

Чуть более 480 рублей стоило фирме право изъять в Брестском районе около восьми тысяч килограммов виноградной улитки в течение пяти лет. Теперь зайдем в магазин: порцию из шести мороженых улиток по–французски продают в среднем за шесть рублей. Учитывая, что в килограмме примерно 30 моллюсков, считаем: правообладатель «отбивает» деньги, собрав приблизительно 15 килограммов. Конечно, в стоимость полуфабриката включены заработная плата, транспортные и арендные, другие производственные расходы. Но факт упрям: при достаточно низких вложениях в сырьевую базу получается товар с достаточно высокой добавленной стоимостью. О ресторанах и говорить не приходится: в Бресте диетический изыск из шести раковин подают за 12 рублей. Цена в парижском ресторане — 20 евро за порцию.

Насколько востребован ныне деликатес в системе нашего общепита, интересуюсь у шеф–повара брестского ресторана авторской кухни Сергея Фомина:

Сергей Фомин.

— Мы открылись более двух лет назад. Не раз обновляли меню, но горячая закуска с улитками в сливочно–чесночном соусе и гренками присутствовала всегда. Были сомнения, оценит ли клиент необычный для белорусского стола вкус. Зря волновались: бывают дни, когда пять–семь посетителей одновременно выбирают это легкое и сытное блюдо.

Прививать гастрономический этикет брестским гурманам можно было бы и дальше. Сергей Фомин с удовольствием удивил бы салатом с ножками, воздушным паштетом или настоящей кулинарной сенсацией — улиточной икрой. Однако в прайс–листе поставщика только вариант в панцире, что серьезно ограничивает кулинарное творчество.

В европейском меню улитка давно заняла свое место, а вот в рационе жителей нашей страны эскарго по–прежнему экзотика. Хотя ситуация меняется, отмечает Анжелика Костюкевич:

— Интерес к блюдам из улиток заметно вырос за последние два года. Приезжают пробовать полезную кухню из любопытства, уезжают ее поклонниками.

Для сведения: в ста граммах улиточного мяса в три раза больше белка, чем в яйце. Нет холестерина. Низкокалорийный продукт можно есть в пост. Но интереса к нему да и к его переработке у нас пока не наблюдается. К примеру, в Брестской области хозяйств по выращиванию или переработке виноградной улитки нет. Хотя наши ближайшие соседи уже рассмотрели толк в этом деле. Владелец крупнейшей в Латвии фермы по разведению улиток Айнис Новикс семейное дело затевал семь лет назад по простой причине: при хорошей финансовой отдаче бизнес требовал весьма скромных вложений. Сегодня у латыша туристический комплекс, хозяйство, выращивающее пять тонн сырья в год, и производство консервов из улиточного мяса:

— Начинали, как и многие, с поставок мороженого сырья в страны Евросоюза: по 25 евро за килограмм. Подсчитали, что прибыльнее углубить переработку продукции. Перешли на производство консервов: 250–граммовую баночку продаем оптовику по десять евро.

Фото tut.by

Почему бы подобный опыт не применить у нас? В прошлом году, к примеру, только в Брестской области заготовили почти 100 тонн улитки. И это не предел. Промысловый запас, то есть часть популяции, достигшая половозрелого возраста и которую можно изымать без вреда для окружающей среды, в последние годы растет. Сначала предельно допустимый объем заготовки составлял 50 процентов промыслового запаса, потом — 70, сегодня его увеличили до 75 процентов. Наш климат непрозрачно намекает: резон осваивать новые направления без ущерба для природы и с пользой для национальной экономики имеется. Нужна лишь предпринимательская инициатива.

Мнение по поводу

Анатолий Сайганов, заместитель директора по научной и инновационной работе Института системных исследований в АПК Национальной академии наук, доктор экономических наук, профессор:

— Наша мясо–молочная продукция востребована как в стране, так и за рубежом. Об этом говорят растущие экспортные показатели. Однако в агропромышленном комплексе есть перспективные направления для развития. Одной из таких ниш можно назвать выращивание в промышленных масштабах виноградной улитки. Как известно, этот продукт весьма востребован в странах Евросоюза. Научная база нашего института позволяет оценивать перспективность новых направлений в аграрном бизнесе, а также разрабатывать бизнес–планы под конкретные проекты.

Компетентно

 

Александр Казакевич, начальник отдела реформирования, предпринимательства и малых форм хозяйствования Министерства сельского хозяйства и продовольствия:

— Государство всесторонне поддерживает аграрный бизнес, утверждена и реализуется соответствующая программа до 2020 года. Фермерские хозяйства как главные представители малого агробизнеса имеют право на ряд преференций. В частности, за счет средств республиканского бюджета могут профинансировать работы по установлению границ земельных участков без проведения конкурсов. На конкурсной основе фермеры могут поучаствовать в таких мероприятиях, как строительство дорог, линий электропередачи, объектов водо– и газоснабжения, телефонной связи, а также мелиорации земель.

Прямая речь

 

Владимир Байчоров, заведующий сектором мониторинга и кадастра животного мира Научно–практического центра Национальной академии наук по биоресурсам, доктор биологических наук:

— Вероятно, современные тенденции в изменении климата благоприятно сказываются на популяции улитки, которая в течение года полностью восстанавливает промысловый запас. Кроме того, заготовительные организации обязательно проводят расселение в новые места по рекомендациям Национальной академии наук. В результате увеличивается промысловый запас, без потерь для улитки может быть увеличен и лимит добычи.

Фото автора

Городокские заметки. Есть ли у прошлого будущее? Из цикла «Путешествуем с Аркадием Шульманым»

Я побывал во многих городах и поселках Беларуси, которые когда-то были еврейскими местечками. Интересуясь их историей, приходил на кладбища. Правда, кое-где их вовсе не осталось, тракторами сгребали памятники, освобождая место под посевные площади, или растаскивали старинные мацейвы на фундаменты домов. А там где сохранились остатки кладбищ, смотреть на них было больно и грустно: здесь и пастбище, и местная свалка. Только одинокие памятники, вернее их островерхие макушки еще на виду и с молчаливым укором смотрят на людей.

Городок.

Городок.

В Городке, небольшом районном центре на самом севере Беларуси, я увидел другую картину. Старинное еврейское кладбище, действующие и поныне, за последние годы расчищено от леса и кустарника, поднято из земли более трехсот мацейв, ремонтируется ограждение, подновляются надписи на памятниках.

Чудес в районном центре не происходит. Еврейская община местечка, имеющая богатейшую и интереснейшую историю, уменьшается с каждым годом и насчитывает всего пару десятков человек. Но есть те, кто помнят о предках, не и подавляют, в силу каких-то сиюминутных интересов, собственную память.

Городок. Старое еврейское кладбище.

Городок. Старое еврейское кладбище.

Я встретился с ними, мы долго беседовали, они рассказывали мне о своих давних соседях и друзьях, которые разъехались по всему миру или нашли вечный покой (надеюсь, что его никто не потревожит!) на местном кладбище. А потом поднялись к захоронениям. Кладбище находится на возвышенности и отсюда видны районы Городка. С одной стороны течет речка Горожанка, с другой – небольшое озерцо, безымянный ручей делит захоронения на две части: старинную и более близкую нам по времени.

День был яркий, осенняя листва играла на солнце, и кладбище выглядело удивительно живописным.

Марк Иосифович Кривичкин, негласный, но очень действенный  руководитель еврейской общины, врач с более чем 35-летним опытом работы, психиатр и невропатолог, заведующий отделением центральной районной больницы, отвечал на мои вопросы.

«Самой старой части кладбища более трехсот лет. Думаю, существует с тех пор, как евреи поселились в Городке. Естественно, документов о первых захоронениях у нас нет. Известно, что в 1869 году было отведена 1 десятина выгонной земли под еврейское кладбище. (И по всей видимости эту десятину добавили к старому кладбищу).

Десять лет назад на старой части был труднопроходимый лес. Никто туда не заглядывал много лет. Однажды я с Зямой Гельфандом полезли туда, скорее, из любопытства, увидели памятники – островерхие камни, обросшие мхом, кое-где видные из земли, а кое-где только на ощупь можно было определить, что они находятся под верхним слоем земли или мха. Я предложил очистить это место от деревьев, кустарника».

В середине девяностых годов, начался массовый исход (по районным масштабам) евреев из Городка. Поехала одна семья-другая, за ними потянулись и остальные.

Городок. Старое еврейское кладбище

Городок. Старое еврейское кладбище.

Те, кто никуда не собирался уезжать и оставался жить в родовом гнезде, не хотели чувствовать себя оторванными от сородичей. Может, с этим связано обострившиеся в те годы внимание к еврейскому кладбищу. Оно стало связующим звеном между уехавшими и оставшимися. Это происходило и в реально-бытовом плане: уезжавшие просили смотреть за родительскими могилами, а оставшиеся взяли на себя эту миссию. И в неком мистическом: как в иудейской традиции мацейва – это своеобразное связующее звено между покойником и реальным миром, так и само кладбище становилось единым местом притяжения поступков, мыслей, воспоминаний людей, разъехавшихся по миру.

В Городке еврейское кладбище всегда было досмотрено. В первые послевоенные годы «старики», так их называют сегодня, те, кто соблюдали традиции, помнили о еврейских праздниках: Усвяцов, Богатырь, Хазанов, Кожевников и другие собрали деньги и оградили кладбище, без их разрешения здесь не хоронили людей другой веры. Это касалось смешанных семей. Естественно, никакого официального разрешения они дать не могли, в Городке не было зарегистрирована иудейская община, а кладбище все годы относится к городскому коммунальному хозяйству. Но авторитет стариков был велик, и к ним обращались за разрешением. Они отвечали (так же, как отвечают сегодняшние «старики»): «Если без креста – хороните».

«Собрались мы и решили поднимать памятники, – продолжает рассказывать Марк Иосифович Кривичкин. – Рабочий сезон с апреля до октября. Заведует этим делом Зяма Гельфанд. Он опытный строитель. Сам работает, и людей нанимает. Из техники только лебедка, ломы, лопаты. Есть материальные затраты. Два раз в год собираем деньги на кладбище у местных, но суммы символические. Присылает те, кто живет за рубежом. В Израиле раз в три-четыре года проводят сбор».

В былые времена памятники, установленные на кладбище, делались из местного камня. Кривичкин утверждает, что мастерская находилась в деревне Залучье, в нескольких километрах от Городка. Там работали искусные каменотесы. На мацейвах рельефные, цветные буквы, что встречалось крайне редко, их обрамляют интересные орнаменты. Есть традиционные, как, например, на могилах коэнов. Сохранились на кладбище два каменных стола.

Когда я показал фотографии, сделанные на Городокском кладбище, человеку много лет связанному с музейным делом, он воскликнул: «Это же музей под открытым небом». Сейчас, пытаясь привлечь туристов со всего мира, старые еврейские кладбище включают в списки местных достопримечательностей. Я не слышал, чтобы Городокское кладбище назвали достопримечательностью, или государство помогло, например, поменять бетонные столбики в ограждении.

Часть мацейв, относящихся к первой половине XX века, обломаны, похоже, кто-то кувалдой бил по камню и ломал его у основания.

«Ломали фашисты и полицаи в годы войны, – поясняет Марк Иосифович. – Использовали камни для строительства военных и оборонительных сооружений. А после войны, находились такие, кто тайком вывозил мацейвы с кладбища и делал из них фундаменты домов. Такой дом у нас стоит в Городке по улице Карла Маркса. Между прочим, строил его школьный педагог. По этому не надо удивляться, что в девяностые годы появились юнцы, которые устроили разбой на кладбище. Правда, правоохранительные органы их поймали, а родителей заставили отремонтировать памятники».

Мы идем вдоль рядов захоронений. В небольшом городе все знают друг друга, а уж тем более знает такой человек, как Марк Иосифович, который родился и вырос в Городке.

«Здесь лежат родственники Марка Шагала. Мендель Эльевич –экспедитор, его жена Хая Яковлевна.

…Это семья Ромов. Хая-Бейля гусей выращивала, она была маленького роста, а муж ее, маляр, был гигант, под два метра. Здесь похоронена их дочь, работала фотографом и сын – был классный кузнец.

…Перецы – дед и бабушка моей жены. Наша семья местная, городокская.

…Цинман – был заготовитель. Скромный человек. У него дома висела картина. Написана маслом. Приехал специалист из Питера, посмотрел, от неожиданности заикаться стал. Эта картина относится к «старым голландцам, кругу Рембранта». Ей цены нет. Она висит в еврейском доме, в маленьком городке. Ее купить хотели, Цинман не продал.

…Сейл Шуш – очень набожный человек, знаток идишкайта.

…Гольдвассер Ефим Лазаревич. Участник гражданской войны. Выступал на всех собраниях, в школах, рассказывал о том, как они воевали против врагов советской власти.

…Арон Яковлевич Усвяцов – после войны негласный руководитель еврейской общины. Тогда еще в Городке было немало евреев. В Березовке и Воробьевых горах фашисты расстреляли несколько тысяч человек, но после войны в Городок вернулось почти четыреста евреев. Собирался миньян, выпекали мацу, был шойхет, а когда не стало своего, приезжал из Невеля.

…Свиридовский, маляр, толстый, добродушный человек, по кличке «Ичке дер рокс» (бык – идиш).

…Честных Матвей Семенович, работал бухгалтером в НКВД. На Камчатке служил.

На кладбище нет бесхозных могил, все захоронения наши, – это слова Марка Иосифовича Кривичкина. – Даже если нет детей, внуков у похороненных, или они уехали и забыли (бывает теперь и такое), мы смотрим за памятниками, надгробьями. Ремонтируем, красим».

На старом еврейском кладбище нашли свой вечный приют мудрецы и простаки, храбрецы и трусы, те, кто умел зарабатывать деньги, и те, кто завидовал им, кто строил эту власть и, кого она не любила… На кладбище все равны, здесь мир и покой.

Городок.Улица мощенная Кривичкиным.

Городок.Улица мощенная Кривичкиным.

Семья Кривичкиных связана с Городком многими поколениями. Дед Марка Иосифовича мостил дороги. Была такая специальность. Полжизни проводил на коленях. Деревянными молотками подгонял камень к камню. Надевали специальные наколенники, вырезанные из толстых шин. В Городке еще сохранились улицы, мощенные Мендел-Авром–Шоломом Янкелевичем Кривичкиным.

Их было три брата. Один в двадцатые годы уехал в Чикаго. Открыл там шляпную фабрику, работа более интеллектуальная и денежная, чем мостить улицы. До войны американские родственники присылали письма, посылки, а потом связь оборвалась.

«Где похоронен дед, не знаю, – говорит Марк Иосифович. – Здесь лежит на кладбище, а место забыто. Здесь же похоронена моя бабушка Хана Кривичкина. Она была из семьи портных. Ее девичья фамилия Пейсахович. В Городке жило много и Кривичкиных, и Пейсаховичей».

Наверное, по биографии семьи Кривичкиных можно изучать историю местечковых евреев Беларуси.

Дети ремесленников выучились и «вышли в люди», как тогда не без гордости говорили о них родители. Иосиф Менделевич Кривичкин окончил физмат Витебского педагогического института, вернулся в Городок и организовал тут первую вечернюю школу. В 1939 году его забрали в армию, воевал во время финской компании. Вернулся домой, опять работал учителем. Грянула Великая Отечественная война. Мобилизовали сразу. Прошел всю войну. Закончил ее капитаном, а потом была еще и война с Японией. В Городок приехал героем. Не у многих было в послужном списке три войны. Снова пошел работать учителем. В 1949 году родился Марк. Как и положено, у евреев на восьмой день ему сделали обрезание. Не афишировали это событие, но кто-то дознался и «стукнул» куда следует. Вмиг забыли, все заслуги Иосифа Менделевича. Над страной висело предчувствие сталинских антисемитских компаний, а здесь в семье учителей сыну сделали обрезание. Иосифа Менделевича отправляют из Городка в сельскую школу. Выгнали бы вообще с «волчьим билетом», да сельские школы остро нуждались в педагогах. Стал работать в Островлянской школе. Каждый день по два часа ходил туда и обратно. Часто попутчиками в длинной дороге были волки. Даже из Городка приходилось выходить через улицу, которая исторически так и именовалась Волкова слобода. Брал с собой в дорогу палку с прибитой банкой из-под американской тушенки. В банке были сделаны прорези, перед выходом Иосиф Менделевич заполнял ее горящими углями. Волки боялись банки и не трогали учителя. Умер он, не дождавшись пенсии. Пришел в класс, написал на доске дату, и упал…  Его похоронили на еврейском кладбище.

А где похоронен его младший брат Абрам Менделевич, семья так и не смогла узнать. До войны он окончил военное училище и отправился служить под Белосток, заместителем командира пограничной заставы. Они первыми 22 июня 1941 года приняли на себя удар фашистов… Родителям прислали извещение, что их сын пропал без вести. Хана Кривичкина не верила в это, и молилась за него, и разговаривала с ним на идиш. Искала везде, запросы слала, в Москву в Красный Крест ездила.

Мама Марка Иосифовича тоже была учительницей. Свою педагогическую деятельность начинала до войны в деревне Александрово, это в пяти километрах от Городка. Там был еврейский детский дом. Ее все звали «Хаверте Хае». В детском доме говорили на идиш и преподавали на еврейском языке. Когда началась война, мама с трудом смогла убедить деда с бабушкой уйти на восток. Дед говорил, что во время Первой мировой войны немцы относились к ним хорошо и те страхи, что рассказывали о фашистах польские беженцы – выдумки. Но мама настояла. Во время одной из бомбежек, по пути на восток, потерялась старшая сестра Марка – Елизавета. Она нашлась через несколько дней. Но с тех пор мама стала кричать по ночам. После войны и до самой пенсии она работала учительницей младших классов в Городке.

Похоже на Марка Иосифовиче заканчивается династия городокских Кривичкиных. Сын, после учебы в Израиле, работает в Китае, а дочь учится в московском университете и наверняка рассчитывает на более интересную жизнь, чем возвращение в районный центр.

Я не стал задавать Марку Иосифовичу вопрос, который, наверное, возникает у многих. «Для чего или для кого они вкладывают столько сил в старое кладбище?» Пройдет десяток-другой лет, и не останется евреев в Городке. (Еврейская история, конечно, не предсказуема, но не настолько!). Никто не будет приходить на кладбище, ну, разве редкий заезжий гость. И придет оно в запустение…

Есть люди, для которых понятия долга, памяти, куда убедительнее, чем житейская логика. На вопрос: «Есть ли у прошлого будущее?» они ответят самым парадоксальным образом и, наверное, будут правы.

Выходя из кладбища, мы сорвали три пучка осенней травы и бросили их через левое плечо. Кривичкин сказал, что так учила его мама. Она родилась в Полесье, такой обычай бытовал среди местных евреев. Потом подошли к реке Горожанке, и вымыли руки. Так делали и деды, и прадеды…

Улица родная, Староневельская улица моя…

Марк Кривичкин отправился по делам, и с кладбища мы возвращались с Зямой Гельфандом.

Он родился в 1932 году в Городке и хорошо помнит довоенное местечко, но особенно ему врезался в память день, когда фашистские самолеты впервые бомбили их.

«Мы лежали на берегу реки Горожанка, рядом с мостом, купались и загорали. У взрослых, конечно, были свои хлопоты, но нам, пацанам, было по восемь-девять лет, и что бы ни произошло, в жаркий летний день, мы были на берегу реки. Вдруг в небе показались самолеты. Летели так низко, что были видны лица летчиков. Они хотели разбомбить мост через Горожанку. Падавшие бомбы блестели на солнце. В мост не попали. Но осколками убило одну из женщин, которая оказалась недалеко. В Городке сразу началась паника. Люди стали собираться, кто-то говорил, что надо отсидеться в деревнях. Отец был кадровый военный, он строго наказал маме незадолго до войны: «Если начнется заваруха, забирай детей, стариков, если те согласятся, и уезжай немедленно».

– Расскажите об отце, – прошу я.

– Мой отец Меер Гельфанд. Они познакомились с мамой в Городке и уехали в Харьков. На Украине в начале тридцатых годов был страшный голод. Отец умер от голода. Мама забрала меня, совсем маленькую сестру и вернулась к родителям. Младший брат Меера был кадровый военный. Его звали Наум. Он взял маму в жены, у них родился еще один сын, мой брат Миша. И я Наума считаю своим отцом.

По древней еврейской традиции так и полагалось, если умирал старший брат, вдову брат в жены – младший. Не знаю, соблюдали традиции в семье Гельфандов и Шофманов, или приглянулись молодые люди друг другу. Только недолгим было их счастье. Наум служил в разных военных городках вдали от родных мест, жена ждала его в родительском доме.

В 1942 году семья получила извещение, что Наум Гельфанд пропал без вести. Чтобы было понятно сегодняшнему читателю, «пропал без вести» для еврея или коммуниста, которых в плен не брали, означало «погиб», за очень-очень редким исключением.

– Лошади у деда Шимхе-Саи не было, – продолжает рассказ Зяма Гельфанд. – Пошли на восток пешком. Мама Года, или Оля как ее звали по-русски, с тремя детьми, и бабушка Бася.

Не самый мобильный отряд был у Шофманов, но помогали многочисленные родственники, кто-то где-то подвезет, поднесет. Так дошли до Торопца, это город в Калининской (Тверской) области. Фашисты бомбили дороги, железнодорожные станции. Беженцам сказали, что их вывезут на открытых платформах. Они сидели в лесу, недалеко находились солдаты-зенитчики.

– Помню, как сбили немецкий самолет, – говорит Зяма Гельфанд,  – и взяли в плен немецкого летчика. Я впервые видел немцев. Летчик, спрыгнувший на парашюте, был самовольный, даже смеялся.

По дороге дед заболел, и его оставили в больнице. Уже после войны Гельфанды-Шофманы узнали, что он умер в Калинине и похоронен там. А баба Бася вместе с дочкой и внуками оказалась в эвакуации в Татарии. Года пошла работать в колхоз.

Бася Шофман переживала за своих сыновей, о которых ничего не знала. Старший – Исаак Шофман, работал учителем в Городке. В 1937 году его арестовали по чьему-то навету. Отсидев десять лет в лагерях, вернется в 47-ом году домой. Потом снова арест. И так до середины пятидесятых, когда стали реабилитировать сталинских зэков. Исаак был сильной личностью, и, несмотря на все невзгоды, стал работать адвокатом в Витебске.

Средний – Аркадий Шофман остался жить в Татарии. Занялся исторической наукой и многого достиг, стал доктором наук.

Младший – Давид в 17 лет окончил Витебское художественное училище и втайне от родителей уехал в Биробиджан. Тогда страна звала евреев на Дальний Восток, осваивать земли на берегах реки Биры. Только из Еврейской автономной области, устроившись на новом месте, Давид прислал письмо. В годы войны он воевал, был тяжело ранен, освобождал соседний Невель, но Городок навестить не сумел. После войны жил в Хабаровске. Активно участвовал в художественных выставках. О нем писали газеты. Дома у Зямы Гельфанда висит на стене небольшой этюд Давида Шофмана.

Как только семья узнала, что советские войска освободили Городок, тут же засобирались домой. Приехали в Белоруссию в 1944 году.

«Разрушена была центральная часть Городка. А улица, где мы жили, более-менее сохранилась, – вспоминает Зяма Гельфанд. – В оккупации оставалась вся бабушкина родня по фамилии Поверенные. Они погибли в гетто. Когда мы приехали, люди рассказывали, как немцы издевались над евреями. Мне всего двенадцать лет было, но я помню эти рассказы. А в октябре 1941 года немцы уже расстреляли гетто».

Городок. Здесь было гетто

Городок. Здесь было гетто.

Мы шли домой к Гельфанду по улице Галицкой, раньше она называлась Староневельской и Зяма, показывая мне дома, рассказывал об их давнишних хозяевах.

«Вот здесь жил Шубик. Во дворе был небольшой кожзавод. Видите здание из красного кирпича, оно еще сохранилось. У него работали мужики из окрестных деревень. Я этих мужиков еще застал и разговаривал с ними. Они мне рассказывали, что Шубик обязательно каждую неделю с ними рассчитывался. Аккуратный был человек. Когда началась революция и гражданская война, он понял, что богатых не пощадят.

Дочь Шубика еще до революции крестилась и вышла замуж за попа. Трагедия была в доме. Лет восемь назад в Городок приезжали люди и интересовались Шубиками. Послевоенные жители о нем ничего не знают, а мне сказали поздно, когда те уже уехали. Это или наследники дочки, или сына. Он учился на юридическом факультете. Несмотря на происхождение отца, советская власть разрешила ему получить высшее образование».

– Улица до войны была еврейской? – спрашиваю я.

–Процентов на восемьдесят, – отвечает Зяма.

– Говорили на идиш?

– Обязательно. Даже русские, белорусы говорили на идиш.

«В этом доме жил Хаим Войханский с женой Марусей и тремя детьми. Рассказывали после войны разное. Хаим попал в партизанский отряд, но по ночам иногда приходил домой к жене. Его убили полицаи. Жена, говорят, чтобы спасти детей, «скрутилась» с полицаем. Старшие дети были светленькие, Маруся говорила всем, что они не от Хаима, она их нагуляла на стороне, и их не тронули. А младший – был копия отец. И фашисты его убили.

После войны Маруся сошла с ума.

В доме напротив нас жили родители Хаима, отец Шимон-Лейбе и мама».

– Где вы жили?

Зяма показывает мне:

– Здесь стоял коммунальный дом. Одна семья была русская, остальные – евреи.

«В этом доме жил молодой еврейский парень. Когда к нему пришли полицаи, он не стал им отдавать нажитое добро. Они отвели его в конец улицы и расстреляли»…

После войны Зяма Гельфанд пошел работать учеником к сапожнику. Учился у Христофорова. Его сын сегодня видный деятель партии Жириновского.

«Христофоров хороший был мужик, – вспоминает Зяма. – Умел с людьми говорить».

Когда Гельфанд вернулся с армии, пошел работать на стройку. Стал бригадиром одной из лучших в Советском Союзе бригад сельских строителей. Его поощряли, он был участником совещания лучших строителей страны, предлагали квартиру и в Городке, и в Витебске, где он тоже строил дома. Но Зяма отказался. Помните, как в песне: «Я согласен на обмен, но прошу учесть момент, только вместе с улицей моей».

И когда Гельфанд подсобрал немного денег и стал строиться, участок выбрал себе недалеко от того места, где прошло его детство. Дом красивый, просторный. Внизу небольшое озерцо. Рыбалка – это страсть Зямы Гельфанда.

Мы зашли к нему домой.

Жена Любовь Юдовна накрыла на стол и позвала обедать. За обедом наш разговор продолжался. Только теперь уже больше говорила жена.

Мой отец тоже родился в Городке. Звали его Юда Абрамович Лозовский. Но еще до войны он с мамой Цылей Боруховной Перловой, она из деревни Бескатово, переехали в Невель. У этих городов исторически была какая-то особая связь. Городокские женихи брали невест из Невеля, и наоборот – невельские из Городка.

В Невеле бытовала даже шуточная поговорка «Городокер – дер бульбе фресер». В переводе с идиш это означает, что городокские евреи большие любители картошки, что недалеко от истины.

Кстати, в Городке я еще раз убедился, какими колоритными и смешными были местечковые прозвища. Например, маленького и шустрого делового еврея в Городке называли «Килограмчик».

Юда Абрамович работал в колхозе, занимался коневодством. Когда началась война, Лозовский вместе с председателем колхоза, кстати, тоже евреем Владимиром Квактуном, погнали колхозное стадо во Владимирскую область. И сумели в этой неразберихе, доставить колхозное добро за тысячу километров. А уж после этого Юда Лозовский ушел на фронт…

Памятники на местах расстрелов

С начала осени я собирался побывать в Березовке и на Воробьевых горах – местах, где фашисты и их местные пособники расстреливали городокских евреев, но всякий раз Марк Кривичкин и Зяма Гельфанд отговаривал меня:

Воробьевы горы.

Воробьевы горы.

– Не пройдем, воды по колено.

И вот в середине ноября, после десяти дней ясной погоды, когда по ночам уже подмораживало, а днем – светило солнце, мы приехали в Городок. Марк Кривичкин и Зяма Гельфанд сели в нашу машину, и мы отправились сначала на Воробьевы горы.

Сразу за городом установлены памятники жертвам, которые принес народ Белоруссии в Великой Отечественной войне.

Сначала скромный памятник сожженной деревне. Его установил кто-то из местных жителей – детей тех, кто жил в уничтоженной деревне.

Через пару десятков метров, чуть в глубине леса Мемориал. Здесь фашисты расстреливали партизан, подпольщиков, мирных жителей, которых хватали во время облав или подозревали в чем-то. Наверху памятник – бетонная стена и барельефы людей, призывающих к Памяти. Внизу, в овраге, несколько лет назад, открыли пантеон погибших деревень. Их названия на бетонных тумбочках и здесь же карта Городокского района, на которой отмечены все довоенные населенные пункты. В сооружении этой части Мемориала приняли активное участие московские школьники.

Отправились по полевой дороге дальше и ощутили все «прелести» белорусской осени. На глиняной дороге стояли лужи, по-моему, не просыхающие с сентября. Мы выходили из машины и к лошадиным силам двигателя «Рено» добавлялись три человеческие силы, толкавшие машину. Наконец, добрались до леса. От окраины Городка километра четыре-пять. Безусловно, немцы, плохо ориентировавшиеся вне населенных пунктов, не могли сами выбрать место казни. В этом им содействовали местные приспешники.

У лесной дороги стоят два бетонных столба и наверху, метрах в пяти от земли, металлическая арка, на ней прикреплены голубые шестиконечные звезды.

Архитекторы или скульпторы не придумывали этой композиции. Все сделали два уже немолодых человека: Зяма Гельфанд и его друг Израиль Нордштейн. Израиль сейчас живет в стране, носящей аналогичное название.

– С бетонными столбами помогли знакомые энергетики, – рассказывает Зяма Гельфанд.

– Раньше здесь была узкая лесная тропинка. Я обратился к своим знакомым из лесничества, и они помогли – вырубили деревья, расчистили дорогу, – говорит Марк Кривичкин.

Памятник на Воробьевых горах

Памятник на Воробьевых горах.

Гельфанд и Кривичкин у памятника на Воробьевых горах

Гельфанд и Кривичкин у памятника на Воробьевых горах.

Рядом с дорогой ямы. Вырыты недавно.

– «Черные» копатели, – поясняет Марк Кривичкин. – Недавно в Городке поймали несколько таких старателей.

– Что они ищут? – спрашиваю я.

– Здесь в 1942-1943 годах фашисты расстреливали пленных красноармейцев. Ищут медальоны, оружие – все, что звенит.

– Еврейское захоронение не трогают?

– Нет, к нему не подходят.

Под высокой сосной памятник из черного гранита. На нем выбиты слова о гражданах Советского Союза, расстрелянных в августе 1941 года. Памятник поставили в начале 80-х годов. Активное участие принял в этом деле Аркадий Борисович Будман. Он был в свое время председателем колхоза – известный в районе человек. Сам из Молдавии. Но в годы войны подразделение, которым он командовал, взяло Городок и как тогда полагалось, Будман был назначен комендантом Городка. Здесь познакомился с девушкой, женился и остался до глубокой старости. Дети уехали жить в Германию, сам он не очень хотел следовать за ними, но жизнь заставила.

Надпись о советских гражданах была в то время стандартная, другую, упоминающую евреев, не пропустила бы цензура. И разумная целесообразность взяла верх. Со средствами и материалами помогло районное начальство, кое что подсобрали родственники погибших. Непосредственное участие в строительстве памятника приняли многие жители Городка и строительная бригада Зямы Гельфанда.

В 90-е годы, когда многое стало разрешено, городокские евреи решали, что делать с надписью, то ли заменить ее на другую или выбить на памятнике магиндовид и так обозначить, что поставлен он евреям.

Памятник в Березовке

Памятник в Березовке.

Решили сохранить надпись. Как оказалось, памятник нигде не был зарегистрирован, и только недавно его внесли в официальный реестр.

Пару лет назад районный исполнительный комитет принял участие в благоустройстве территории вокруг памятника. За государственные средства была поставлена новая ограда. Посоветовались с еврейской общественностью, тогда евреев жило в Городке немного больше чем сейчас, и в орнамент металлической ограды был внесен магиндовид.

Рядом с братской могилой ров. Вероятно, на высоком краю рва стояли палачи и стреляли в людей.

– В надписи на памятнике неточная дата. Расстреливали евреев на Воробьевых горах не в августе, а 13 октября 1941 года, – рассказывает Марк Кривичкин. – Я недавно беседовал с сестрами Ефремовыми. Они местные старожилы, хорошо помнят и довоенные и военные времена. Одна из сестер назвала мне дату и сказала, что так хорошо ее запомнила, потому что это день ее рождения.

Памятник в Березовке

Памятник в Березовке.

На Воробьевых горах расстреливали женщин, стариков и детей. С мужчинами, с теми, кто мог оказать фашистам сопротивление, расправились раньше, в августе, еще до того, как людей согнали в гетто. Их отвели в Березовку, под предлогом, что отправляют на работы, и обратно они уже не вернулись.

Мы поехали в Березовку. Машину оставили на дороге, ведущей в Витебск, и пошли по полю пешком. Вот здесь действительно местами воды, оказалось, по колено.

– Каждый год на Тышебов (9 Ава) мы навещаем братские могилы расстрелянных евреев, – рассказывает Марк Кривичкин. – Когда-то заказывали три автобуса, чтобы все вместились, а в этом году заказали один – и тот был неполный. До могилы на Воробьевых горах доезжаем, а здесь приходится идти пешком. Пожилые люди не могут преодолеть это расстояние, они остаются в автобусе. Раньше дорога была почти до самого памятника, а потом колхоз перепахал ее и стал здесь сеять.

Открытие памятника в Березовке

Открытие памятника в Березовке.

Памятник находится среди перелеска. Зяма и Марк немного поблуждали по высокой траве, пока вышли к нему.

Укромное место не спасло памятник от варваров. Слова о «советских гражданах Городка, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками в 1941 году» и погребенных здесь, были на металлической табличке солидных размеров. Грабители решили, что этот металл дорого стоит, и похитили табличку с надписью. Позже на ее месте вмонтировали бетонную плитку. На ней слова: «Евреи – жертвы фашизма».

Памятник интересный в архитектурном решении. На колоне, напоминающей то ли печную трубу, то ли косяк дома, прямоугольник – окно, в котором лицо старой еврейской женщины, оплакивающей своих детей. Рядом – усеченная пирамида, напоминающая надгробье. На ней надпись.

– Памятник поставили во второй половине 60-х годов, – рассказывает Зяма Гельфанд. – Деньги, были собранны среди родственников погибших, но их, как всегда, не хватало. Помогли и райисполком, и тогдашний райком партии. Оттуда звонили в строительные организации, все делалось в срок и иногда за символическую цену.

На открытии памятника присутствовало городокское начальство. В те годы это значило немало.

Городок, октябрь 2008 г.

http://shtetle.com

 

Стартовал прием заявок на ХVI Республиканский туристический конкурс “Познай Беларусь – 2018” !

Событие, которое мы все так ждали! Не упустите возможность стать лучшими!
Если Вы любите открывать новое, фотографировать, не любите сидеть на месте и не представляете свою жизнь без нашей замечательной Беларуси, то тогда этот конкурс для Вас!
Начат прием заявок на главный туристический конкурс страны “Познай Беларусь – 2018”!
Ниже вы найдёте информацию о том, кто может участвовать в номинациях конкурса “Познай Беларусь – 2018” и что нужно делать, чтобы победить.

Ниже приведены номинации, формы подачи заявок и перечень критериев оценки участников:

Номинация “Я познаю Беларусь 2018”

В этом году, чтобы победить в номинации “Я познаю Беларусь”, Вам нужно будет посетить как можно больше достопримечательностей из нашего Контрольного перечня туристических объектов.
Вам нужно много путешествовать по Беларуси, фотографироваться на фоне достопримечательностей из нашего списка и размещать свое фото в социальных сетях с хэштегами #пазнайбеларусь2018 и #discoverbelarus2018. Путешествуйте по Беларуси и приятных вам эмоций!

Спешите стать лучшим и следите за новостями на нашем сайте и в группе НАТ в Facebook!

http://www.belarustourism.by