Водный сплав профактива филиала «Вировлянский» по реке Овсянка

В первый день лета 2019 профсоюзный актив филиала “Вировлянский” концерна «Детскосельский» при поддержке ГПУ «Корытинский Мох» на байдарках и надувных лодках в количестве 12 человек совершили водный сплав по реке Овсянка между озёрами Медисно и Тиосто. А на озере Тиосто посетили остров Церковище, а также храм святых апостолов Петра и Павла в д. Село.
На странице в ВК «Концерн Детскосельский» участники похода так поделились своими впечатлениями:

«Не сомневаясь в правильности пословицы “Хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает”.
1 июня профсоюзным активом филиала “Вировлянский” был организован туристический сплав в Городокском районе по реке Овсянка между озёрами Медисно и Тиосто.

Петляющая река проходит через живописнейшие места белорусской природы, и эта красота никого из участников турсплава не оставила равнодушным – все были в восторге и от красоты природы, и от самой затеи проплыть на байдарке.

Активный отдых многие работники филиала “Вировлянский” сделали семейным праздником: многие взяли с собою в команду своих жён, детей, и среди всех участников турсплава не было ни одного разочарованного.

Сплав по реке также показал, что быть командой – это не просто плыть в одной лодке. Важно делать свои движения слаженно, полностью чувствуя и понимая друг друга, что весьма важно и в повседневной работе. По тому, как проходил сплав, можно с уверенностью сказать, что нашей слаженной команде по плечу любые задачи.

Вот он пример отличного тимбилдинга!»

https://vk.com/concerndetskoselsky07
Л. Антонов

Турист из Городка совершил путешествие на велосипеде в Одессу через Беларусь, Украину и Молдову

Андрей Синявский,  стартовав из Городка 2 сентября, за 24 дня проехал 2260 км до Одессы.  В мае 2019 года он рассказал о своем велопутешествии на портале poehali.net в раздзеле “Форум”, где имеется группа “Городок”.

Часть 1. Беларусь, Украина.

    В этом повествовании я не буду расписывать по дням маршруты, пробеги, ночевки, а постараюсь кратко поделиться впечатлениями.   При  разработке маршрута были отмечены  места, обязательные для посещения: малая родина родителей ( Слуцкий р-н, Минская обл. и Тепликский р-н Винницкая обл.), г. Каменец-Подольский, Молдова и Одесса. Оставалось только соединить эти точки по дорогам местного значения и немного разбавить лесом-полем. Вот что из этого получилось.

     Немного общих цифр. 24 дня. 2260км. (по компьютеру). Общий набор-сброс высоты около 18000м.
                                                ЧАСТЬ 1. Беларусь-Украина
Примерный трек
Беларусь: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=uilvozxjljkzshxm
Украина:  https://www.gpsies.com/map.do?fileId=tacgmgdmobyzzask

     Выехал своим ходом из Городка 2 сентября.1-02.09.JPG
Беларусь проехал за 7 дней (около 750 км.)  Дороги порадовали. Хорошее покрытие, очень мало машин.

192.JPG
Местами, где, думал, будет грейдер, оказался хороший асфальт . Самый большой спуск-подъем были в самом начале, в Городке.  Дальше иногда казалось, что дорога абсолютно ровная в плане рельефа.  73.JPG 197.JPG
Первые дни тупо крутил педали и наслаждался природой.
    р.Зап.Двина.

р.Березина
41-04.09.JPG
д.Винорово.  музей под открытым небом39.JPG
Слуцкий р-н.

130.JPG145.JPG

Какие-либо достопримечательности начинались только в Слуцке.90.JPG97.JPG

У Солигорска в этом году юбилей – 60 лет.196.JPG152.JPG150.JPG158.JPG179.JPG
Перед Житковичами свернул на срезочку  и потом немного пожалел. Песок неглубокий, но ехать невозможно.

204.jpg
Затем  поглатал пыль на объезде строящегося моста через р.Припять. 213.JPG
Наградой  за  эти трудности была ночевка на живописном берегу Припяти на окраине Турова 226-08.09.JPG223.JPG231.JPG
215-р.Припять.JPG
и прогулка на следующий день по этому небольшому древнему городу.251.JPG266.JPG279.JPG281.JPG

     УКРАИНА. 850 км. 10 дней.

287.JPG

По Украине  ехал через маленькие города и села.   В райцентрах немало красивых церквей, костелов, монастырей.
313.JPG
314.JPG
329.JPG331.JPG

самая длинная в мире лавка г.Славута.
341 самая длинная скамья.JPG

костел Св.Иосифа г.Изяслав
364 костел св. иосифа.JPG

Дворец (руины) Сангушко г.Изяслав.
370.JPG
Ям на дорогах стало заметно больше, попробовал новое дорожное покрытие – брусчатка.310.JPG
Выручала тропинка (велодорожка) на краю дороги.637.JPG
На юге страны благодаря сухой теплой погоде получал огромное удовольствие от полевых дорог ( катилось лучше, чем по асфальту ). 640.JPG
В приграничных районах пейзажи были аналогичные белорусским (палесским).  Далее появились бескрайние поля


и постоянные качели на дороге.384.JPG
Крутить педали стало сложнее. Местами встречались «карпатские» серпантины.595.JPG
Обратил внимание на схожесть  большинства сел по расположению: начало на вершине  холма, спуск в центр, мост через ставок  (запруду  с дамбой)

363.JPG
и окраина на следующем холме. Заборы, названия сел, автобусные остановки раскрашены в жовто-блакитныя цвета.

303.JPG649.JPG
Магазины  названы именем хозяина (Петро, Иришка, У Васыля).  В каждом таком сельском магазине кофемашина, холодное разливное пиво и квас по приятным ценам.  Но в Винницкой области встречал магазины  (наверное  райповские) с тусклой лампочкой освещения и выключенными холодильниками с пивом и напитками. В целом создалось впечатление, что деревня жива и молодежь  бежать в город не торопится. Очень много людей ходит в военной форме.  Приятно  удивило наличие памятников  ВОВ
.

Очень понравился поселок городского типа Антонины ( Хмельницкая обл.) с многочисленными  хорошо сохранившимися усадьбами конца 19 – начала 20 веков.

389.JPG394.JPG407.JPG414.JPG
 Сбылась  давняя мечта – посетил Каменец – Подольский,586.JPG
 третий по количеству памятников архитектуры город Украины, после Киева и Львова.  Остановился в частном отеле и погулял по уютному старому городу,

458.JPG471.JPG

посетил визитную карточку города –  средневековую крепость492.JPG503.JPG515.JPG509.JPG
и сквер танкистов.
575.JPG569.JPG571.JPG

Границу Украины с Молдовой пересекал в г. Ямполь. Разделяет государства р.Днестр с паромной переправой.

723-1.jpg

723.JPG

продолжение ( часть 2).

Часть 2. МОЛДОВА-ОДЕССА.

Молдова – Одесса. 8 дней. 520 км.
Примерный трек: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=gfbamjxrxkatmumx
    Переплыв границу, заехал в Косэуцкий монастырь
734 Косэуцкий монастырь.JPG
и через поля направился в г.Сороки (цыганская столица), где поменял деньги и купил местную сим карту.
Осмотрел крепость,747.JPG
проехал через цыганскую гору ( район проживания бедных цыган)
752.JPG751 цыганский квартал.JPG
и на выезде из города заехал к Свече Благодарения.

763.JPG
виды со смотровой площадки

755.JPG756.JPG
  Молдову посещал первый раз.Перечитав кучу информации об этой стране, хотелось побыстрее увидеть все своими глазами. Часть маршрута (около 200 км.) от села Вертюжаны до Крикова (пригорода Кишинева, известного центра виноделия) была самая насыщенная в плане природных и исторических достопримечательностей. Это был десерт, своеобразный лакомый кусочек всего велопохода.
   Здесь я, наконец, отвел душу по грунтовым  дорогам вдоль берега Днестра.

774.JPG796.JPG776.JPG825.JPG829.JPG
   Все чаще приходилось останавливаться, всему виной фотоаппарат, грецкие орехи и виноград.

1159.JPG

1160.JPG
  Проезжая через села

821.JPG
   встречал микроавтобусы со звучащей через громкоговоритель молдавской речью. Аборигены объяснили, что это предлагают купить сельхозпродукцию.
         Сентябрь – время сбора винограда и его переработки.

1040.JPG

895.JPG
   Далее  путь лежал через монастыри молдавского Днестра. Первым предстал моему взору женский монастырь в честь Вознесения Господня в селе Жапка.

809.JPG804.JPG
    Далее село Сахарна с Троицким монастырем.

859.JPG858.JPG
  Он расположен в глубоком и разветвленном живописном ущелье, в устье реки Сахарна.
   Водопады

887.JPG

875.JPG
  скалы, пещерный монастырь,

867.JPG
  святой источник с купелью, чего здесь только нет!

860.JPG

Следующей достопримечательностью на моем пути было село Цыпово.
Если в Сахарной все расположено компактно, близко друг к другу, то здесь все по другому.

968.JPG

Оставил велосипед в монастыре и пешком прогулялся к водопаду

927.JPG
940-1.jpg

и пещерному монастырю.

951.JPG963.JPG
Рядом с монастырем с высокого берега Днестра открываются прекрасные виды.

904.JPG

947.JPG

На этом я попращался с Днестром и по полям отправился в Старый Орхей. Благодаря сухой погоде  полевые дороги оставляли только приятные положительные эмоции.

971.JPG

1035.JPG

Их было так много, что сложилось впечатление, что всю Молдову можно проехать по полям. Северо-восточная  часть страны довольно холмистая, поэтому вгору часто приходилось спешиваться. Отличная погода, красивые пейзажи, дешевое домашнее вино кружили мне голову.

  Историко – археологический комплекс Старый Орхей является одной из главных достопримечательностей Молдовы. Он расположен недалеко от столицы в излучине реки Реут и представляет собой музей – заповедник под открытым небом, состоящий из природных ландшавтов и исторических памятников различных эпох.

986.JPG

999.JPG

1027.JPG

1021.JPG

К вечеру 21-го дня своего велопохода (22.09) добрался до столицы Молдовы.

1116.JPG
Остановился  в хостеле, привел себя в порядок. На следующий день поехал знакомиться с Кишиневом. В столице провел около суток. Этого мало, но основные туристические места в центре посетил и прикоснулся к молдавской кухне в национальном ресторане La Placinte.

                                      мемориал победы

            триумфальная арка и собор Рождества Христова
1117.JPG
                         пешеходная улица
1049.JPG
           каскадная лесница в парке Валя Морилор
1077.JPG
                           памятник Штефан чел Маре
1106.JPG
                    просто красивое здание (муниципальный совет)       
1125.JPG
                                         Преображенская церковь
1094.JPG

  На этом молдавская познавательная часть похода практически закончилась, оставалось около 130 км. особо ничем непривлекательного плоского асфальта.
С питьевой водой в Молдове проблем не возникало. Колодцы можно встретить даже в чистом поле. Все они (колодцы) не похожи друг на друга и представляют собой своеобразные произведения искусства.

977-4.jpg977-3.jpg
896.JPG
977-1.jpg
Одесская область встретила меня холодной погодой с сильным ветром. Вокруг гремело, лил дождь, но меня все обходило стороной. Уже в темноте искал отель в Белгород-Днестровском.
    На следующий день одел все, что было. Встреча с морем в Затоке особой радости не доставила.

1167.JPG
На 24-ый день (25.09) вдоль побережья

1174.JPG
доехал до Одессы,

1181.JPG
и далее через весь город
1342.JPG1338.JPG
к моим аппартаментам.
   На этом активная часть велопохода закончилась.
   Из-за плохой погоды задерживаться на побережье не стал. Один день на знакомство с Одессой-мамой,

1213.JPG1222.JPG1248.JPG1291.JPG1303.JPG
и домой поездами с пересадкой в Киеве.
1366.JPG1369.JPG1379.JPG

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Поход удался. Здоровье не подвело. Люди встречались исключительно добрые и гостеприимные. Погода в целом радовала. Дожди ехать не мешали, шли по ночам. Единственный минус – из-за похолодания не остался на пару дней на море. Серьезных поломок велосипеда не было. За весь поход сломал замок цепи, поменял три спицы, и три прокола колеса. Несколько раз затягивались поиски места для ночевки. Но все это капля в море по сравнению с полученным удовольствием, кучей положительных эмоций и впечатлений.
Жизнь прекрасна.

Архипелаг Сапег и “Зельвинский кирмаш”

Владения Сапег герба «Лис» – одного из крупнейших и влиятельнейших магнатских родов в Великом Княжестве Литовском – были огромны и по форме подобны причудливому архипелагу в море Истории. Грозные военные штормы на этом море сменялись безмятежными мирными штилями. Щедрое солнце небесного благоволения временами затягивалось хмурыми тучами вражеской зависти и недоброжелательства. Бесцеремонная луна, заглядывая в дома избранных обитателей морских островов, видела там и кипение ума, и восторги таланта, и буйные оргии, и… Словом, жизнь текла своим чередом – капризная, непредсказуемая, как и сама погода. Приглашаем на экскурсию 29 июня по местам Сапег «Зельвенский кирмаш».

_1 .jpg

Герб Сапег «Лис»

Архипелаг украшался великолепными замками, дворцами, многочисленными монастырями и храмами. Рай – всего через край! Чужестранцы, прослышав о чуде, зачастили сюда. Но вот однажды невиданной силы ураган пронесся над этой сказочной землей – и разметал ее избалованных жителей по всему свету – кого куда. Так распорядилась История, а ей не возразишь. Архипелаг стали обживать новые поселенцы. Обосновались они и в Зельве – ныне городском поселке Гродненщины.

_2 .jpg

Костел Св. Троицы (1910) задает тон историческому облику Зельвы

_2а.jpg

Костел Св. Троицы

В последнее время письменную историю Зельвы стали отсчитывать – вместо прежней, «энциклопедической» даты (1470) – от 1258 года, ссылаясь на то, что в Ипатьевской летописи упоминается-де некий населенный пункт, существовавший на месте нынешнего райцентра. Древнее поселение, как полагают, находилось в юго-восточной части современного городка – там, где над окрестностями возвышается пригорок на 20–25 метров. Вот под это сомнительное утверждение в Зельве в 2008 году был устроен праздник 750-летия! Ни много ни мало! Ну а к юбилею на бывшей Рыночной (теперь – Центральной) площади была открыта скульптура «Аннинский конь». Это милое создание – скорее, жеребенок, нежели конь, – тут появилось вовсе неспроста…

_3.jpg

«Аннинский конь»

Ведь самым ярким событием в истории Зельвы на протяжении полутора веков был здешний кирмаш, начало которому положил привилей короля Августа ІІ Сильного, выданный 20 мая 1721 года трокскому каштеляну Антону Казимиру Сапеге. Хотя кирмаш был назначен в привилее «на день Св. Троицы», но проводили его ежегодно с 26 июля по 25 августа. И поскольку в день начала торгов по католическому календарю отмечается память Св. Анны, то кирмаш получил название Аннинского.

А теперь несколько небесполезных, на наш взгляд, замечаний о самом наименовании торгов, ибо для этих целей пользуются по привычке двумя словами: «кирмаш» и «ярмарка». Оба слова пришли из немецкого языка. И ярмарка (Jahrmarkt) в дословном переводе означает «ежегодный торг». А кирмаш – видоизмененное словосочетание от Кirche и Messe – можно трактовать как торговлю, освященную церковью. Действительно, торги, как уже сказано, приурочивались к определенным дням церковного календаря – католического или православного.

Так уж повелось, что слово «кирмаш» закрепилось в белорусском словаре, а «ярмарка» – в русском. И когда земли Беларуси вошли в состав Российской империи, власти начали бороться с этой вредной привычкой коренных жителей – называть ярмарки кирмашами, видя в таком словоупотреблении «польскую интригу» и торчащие уши католической церкви. Дело дошло до того, что стали даже отменять кирмаши в традиционно сложившие сроки и назначать ярмарки по собственному чиновничьему усмотрению. Народ же на такие, новоизобретенные ярмарки упорно не собирался, держа крепкий кукиш в кармане. В результате теперь у нас сплошные базары (по истолкованию филологов, это тюркское слово означает «торг, торжище»).

Но оставим в стороне лингвистику, вернемся в Зельву и понаблюдаем за тем, как сюда во множестве съезжаются торговцы и покупатели. Что за народ, однако…

«Ехаў Дзедка на кiрмаш, З iм на возе – Баба…»

Это Кондрат Крапива – из ХХ века. А вот Юзеф Крашевский из ХІХ-го: «… с очень давнего времени Зельва и ее жители подчиняются удивительному правилу: одиннадцать месяцев в году они чахнут и только месяц – живут». И вправду, неутомимый романист и любитель отечественной истории нисколько не преувеличивает. Зельва жила томительным ожиданием этого шумного торгового праздника: сначала он был вне конкуренции среди подобных мероприятий в Великом Княжестве Литовском – потом умножил славу в Российской империи.

_4 .jpg

Таковы «ярмарки краски» в нынешней Зельве…

Зельвенский кирмаш считался среди белорусских купцов наиважнейшим после Лейпцигской ярмарки. Тут были представлены Пруссия и Прибалтика, Украина и Россия, Австрия и Италия, Дания и Швеция… Приезжали торговцы даже из Астрахани и Бухары. Сукна, кожи, меха, турецкий табак, китайский чай, швейцарский сыр, персидские платки, шали, кашемировые ткани… Но прежде всего – кони! Их табунами гнали и с Балкан, и из конюшен Сапег, Пацев, Радзивиллов…

В местечке насчитывалось около тысячи жителей, а в базарные (ах, сорвалось-таки!) дни становилось вдвое-втрое больше. Купцы, торговцы, ремесленники, крестьяне, мещане, вельможное паньство, офицеры, чиновники, артисты, нищие, шулера, искатели приключений, гадалки… Уф! Переполненные корчмы, шинки, постоялые дворы, «кафехауз» (был, был такой ресторан!)… На большой торговой площади около двухсот лавок, крытых черепицей, два лéдника и колодец. Это сцена с реквизитом. Все остальное – неподражаемая, неугомонная, разноязыкая массовка, которой режиссер – господин Случай.

_5.JPG

Традиции угощений сохранились и по сегодняшний день…

С утра все торгуются, продают, покупают. Вечером – театр, маскарад, выступления фокусников, акробатов, встречи в частных домах, заключение выгодных контрактов на доставку грузов, на аренду имений, фольварков, лесных угодий, мануфактур. «На ловлю счастья и чинов» слетались, как воронье, ушлые шляхтичи, предлагавшие свои услуги магнатам. Кому-то надо было срочно занять денег, кому-то – непременно отнять… Да разве лучше классика скажешь: «Всяк суетится, лжет за двух, и всюду меркантильный дух»!

К 70-м годам ХІХ века Зельвенский кирмаш, увы, угасает. На смену периодичной, ярмарочной торговле неумолимо приходит стационарная, с которой мы живем и теперь. Между тем нет-нет да и вспомнятся колдовские «ярмарки краски», о которых так блистательно поведала в своем ностальгическом шлягере звезда польской эстрады Марыля Родович. Отшумел, отзвенел и – неужто растаял кирмаш-легенда? Да нет же, он жив и сегодня – но в совершенно другом исполнении. Каждый год, в конце августа, под занавес лета, он вновь дает о себе знать в Зельве!

_6 .jpg

Церковь Св. Троицы (1815, 1909?) полна загадок…

А сохранилась ли в Зельве хоть какая-нибудь память о том, о старом кирмаше? Да, и, признаться, совершенно неожиданная! В книге «Архiпелаг Сапегаў» (2002) Валентин Дубатовка высказал и дельно обосновал смелое предположение о том, будто нынешняя Троицкая церковь в Зельве, что стоит рядом с бывшим Рынком, – это не что иное, как бывший театр Сапег, в котором некогда давались представления как для гостей владельцев Зельвы, так и для посетителей знаменитого кирмаша. Умирая, князь Александр Михал Сапега на смертном одре повелел своему сыну Франтишеку перестроить театр в католическую каплицу (сохранился текст завещания), что и было исполнено. Каплица впоследствии стала костелом. Последний сгорел в 1866 году, но его не стали восстанавливать – переделали в церковь в «русском» вкусе. А вот внутри ее, в алтаре, до сих пор сохранились загадочные перегородки и переходы – не иначе как бывшие актерские гримерки?.. И потом, колоннады в интерьере какие-то ну уж совсем странные для храма…

Впрочем, воистину неисповедимы пути житейские что у зданий, что у людей. И в этом лишний раз убеждаешься, вспоминая судьбу Ларисы Гениюш (1910 – 1983) – поэта «з ласкi Божай», человека «з беларускай учэпістай гліны і з рабра прынямонскiх вярбiн». К Зельве она имеет самое непосредственное отношение, в ограде церкви ей поставлен памятник. Но это – уже совсем другая история…

Все статьи проекта «Экскурсии с Виаполем» можно посмотреть в разделе «Куда поехать»

ЭКСКУРСИИ ПО БЕЛАРУСИ ОТ ТУРОПЕРАТОРА ВИАПОЛЬ

Анатоль Варавва

https://planetabelarus.by

Загородный оздоровительный лагерь «Орион»: 7 «ЗА», чтобы отдохнуть в нём. Присоединяйтесь!…

Летом 2019 года загородный детский оздоровительный лагерь «Орион»  Государственного учреждения дополнительного образования «Городокский районный центр детей и молодежи» примет 400 детей и подростков за 4 смены!

1 смена: с 3 июня по 20 июня

2 смена: с 24 июня по 11 июля

3 смена: с 15 июля по 1 августа

4 смена: с  5 августа по 22 августа

 

СТОИМОСТЬ ПУТЕВКИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ

ЛАГЕРЬ «ОРИОН» В 2019 ГОДУ

 

Уважаемые родители! Счета и путевки в лагерь «ОРИОН» можно получить в бухгалтерии отдела по образованию Городокского райисполкома по адресу ул. Советская 14 в рабочие дни с 08.00 до 17.00. Перерыв на обед с 13.00 до 14.00. Справки по тел. +3752139-53596.

Счет – фактура выдается только при наличии оригинала заявки от организации и копии свидетельства о рождении ребенка.

 

Стоимость путевки с привлечением государственной дотации

 

Возраст Полная стоимость путевки Размер средств республиканского бюджета на удешевление стоимости путевки в лагеря с круглосуточным пребыванием детей Родительская доплата
6-10 лет 449 руб. 196 руб. 253 руб.
11-13 лет 460 руб. 196 руб. 264 руб.
14-15 лет 467 руб. 196 руб. 271 руб.

 

Полная стоимость путевки с курортным сбором

 

Возраст Полная стоимость путевки 5 % (курортный сбор п.1 ст.314 Кодекса РБ) Полная стоимость путевки +5 %
6-10 лет 449 руб. 22 руб. 45 коп. 471руб. 45 коп.
11-13 лет 460 руб. 23 руб. 483 руб.
14-15 лет 467 руб. 23 руб. 35 коп. 490 руб. 35 коп.

7 «ЗА», чтобы отдохнуть в «Орионе»:

  1. Единственный лагерь в Витебской области с веревочным парком.
  2. Есть уникальная возможность заняться скалолазанием на одном из лучших скалодромов в Республике Беларусь.
  3. Вас ждет увлекательная игра в лазертаг.
  4. Созданы разнообразные объединения по интересам.
  5. Организовано пятиразовое сбалансированное питание.
  6. Лагерь расположен в экологически чистом сосновом бору.
  7.  Есть возможность пользоваться Интернет-ресурсами (Wi-Fiбесплатно!).

Вы сможете открыть для себя атмосферу романтики и приключений, реализовать себя, раскрыть свои спортивные, творческие, интеллектуальные способности и таланты, стать самостоятельными, приобрести новых друзей.

Лагерь рассчитан на 100 мест.Для проживания детей подготовлены уютные комнаты с новой мебелью и новыми постельными принадлежностями.

Оздоровительный лагерь «Орион» – единственный в Витебской области лагерь с веревочным парком и двумя полигонами для игры в лазертаг. Имеется стадион с футбольным полем, волейбольной площадкой, спортивным оборудованием. Вблизи лагеря магазин.

В рамках работы лагерных смен организовываются поездки в г. Городок для занятий по скалолазанию на одном из лучших скалодромов в Республике Беларусь и занятий по туристско-прикладному многоборью на специально оборудованной эталонной дистанции для соревнований.

Организацией досуга и оздоровления детей займутся опытные и активные педагоги и воспитатели.

Уже побывавшие в лагере дети приглашают вас к общению в группе социальной сети “ВКонтакте”: https://vk.com/club160365626 

Ссылка на видео об отдыхе в “Орионе”: https://www.youtube.com/watch?v=6ztEYObgU2E

В апреле, мае, сентябре и октябре в лагере «Орион»

можно отдохнуть всей семьей!

Для отдыха предоставляются:

– лазертаг на двух полигонах;

– проживание;

– веревочный парк;

– прокат мангала;

– прокат спортинвентаря.

Стоимость услуг на 1 человека 15 руб. без проживания, 20 руб. с проживанием.

Наш адрес: 211551, Витебская область, Городокский район,

д. Кабище, ул. Зеленая, д.14б.

Подробную информацию можно получить по телефонам:  (802139) 52601,(802139) 43802.

                          Фото лагеря, сделанное космическим спутником

http://cdim.gorodok.edu.by/ru/main.aspx?guid=13711

 

Туристический поход к трём храмам Веречского края со сплавом по озеру Тиосто

24 мая года состоялся туристический поход, организованный Государственным природоохранным учреждением “Корытинский мох”. Данный туристический поход носил православно – исторический характер. Маршрут похода проходил по живописным местам Городокского района: от села Веречье, через архиерейское подворье на берегу озера Тиосто до урочища Тиосто, где ранее было село Тиосто с храмом Рождества Пресвятой Богородицы.
В данном туристическом походе участвовали православные миряне и священники из Городокского района.
Туристический поход начался от здания закрытого храма св. Николая Чудотворца в деревне Веречье. Отец Стахий настоятель храма святых преподобномученниц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары г. Городка и иеромонах Тихон настоятель храма св. великомученицы Анастасии Узорешительницы д. Бычиха Городокского района отслужили молебен св. Николаю Чудотворцу.

Место и время проведения данного туристического похода было выбрано не случайно. Поход начался от храма св. Николая и дата его проведения приурочена ко дню Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (22 мая).
Первые упоминания о селе Веречье относятся к 1566 году в описании Юрия Такмакова. Веречье упоминается как село, а это значит, что в нем был храм. Первое упоминание о храмах в селе Веречье относится к 1843 году. В описании имения Веречье говорится о храме св. Николая Чудотворца и св. мученицы Софии. В 1903 году Д.И. Давгялло в своей книге «Полоцкая епархия к 1903 год» описывая приход церкви в Веречье, ” село, -Николая Чуд., дер. (1862), кр.жел., холод.; земля (1872)=33дес., посев хозяйств.-3,5 четв.озим., 6 четв.яров.. сена 25 воз.; 1 куб. дров – 1р.; прч.постр. – 1888 г.; прих. 2047 об. в 19дн Веречьской вол.; шк.-цер.пр. с 1885 г., обеж. на 30уч.”
Священники совместно с мирянами обошли разрушающееся здание закрытого храма и освятили его.


Далее участники туристического похода направились по маршруту к озеру Тиосто, на берегу которого располагается архиерейское подворье. Это был основной пеший участок туристического похода длиною около 8 км. Участники совершившегося туристического похода, шли в него, что бы посмотреть родные края, порою не всем известные. Идя по лесной дороге туристы обратили внимание на первозданность этих мест, услышали пение птиц, шёпот нежной зелёной листвы от лёгкого весеннего ветерка, ощутили пьянящий вкус лесного воздуха. Чувствовалась благодать.
Но на фоне этой благодати очень контрастно и не естественно смотрелись плоды человеческой жизни : заброшенные железобетонные животноводческие фермы, разрушенные брошенные кирпичные дома, кучи строительного и бытового мусора.
А ведь ещё 100 лет назад эти места были плотно заселены. Семьи у крестьян были многодетными и жили люди до глубокой старости. Сегодня нарушая заповеди и отвернувшись от Господа, человечество просто исчезает. Исчезают деревни, крупные посёлки превращаются в неперспективные деревеньки. Человечество желая спастись, собравшись в крупных городах, ставит себя тем самым на грань вымирания.
Идя по лесной дороге, православные туристы просили у Господа милости. “Господи, Иисусе Христе, сыне Божий , помилуй мя грешного”. Это простая, но достаточно емкая “Иисусова молитва”, давала силы участникам туристического похода.
Через два часа пути туристы вышли на берег озера Тиосто. Взору туристов предстал, величественный поклонный крест.

У входа в храм святых апостолов Петра и Павла православных туристов встретил иеромонах Спиридон. Отец Спиридон благословил туристов и пригласил в храм для совместной молитвы.
Три отца: Спиридон, Тихон и Стахий отслужили молебен святым апостолам Петру и Павлу.

Приложившись к кресту, православные туристы выйдя из храма в сопровождении иеромонаха Спиридона направились к берегу озера.
На берегу озера Тиосто их ждали подготовленные работниками ГПУ “Корытинский мох” резиновые лодки и байдарки.

Пройдя инструктаж и одев спасательные жилеты участники туристического похода сели в плавательные средства и организованно направились на другой берег озера.

По этому водному участку туристического похода, длиной около 1 км, участники попали на отвесный песчаный берег, на котором ещё в 70 -е годы 20-го века стоял величественный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с пределом св. Сергию Радонежскому.
Сейчас на месте храма, остались только камни от фундамента. Очертания фундамента храма четко выражены и по ним с лёгкостью можно представить, что в нём в прошлом веке, могло молиться около 300 человек. Вокруг храма растут вековые деревья, реальные свидетели тех времён, когда храмовые колокола призывали на церковную службу прихожан.


История села Тиосто уходит в глубину веков. На старинных картах, которые можно посмотреть на сайте www.hram-anastasii.by, Сурожского уезда Полоцкого наместничества (1785,1792), на так называемой “Столистовке” 1802-1804 года, на карте из “Атласа народонаселения Западно-Русского края по исповеданиям” составленной по данным на 1860 год – Тиосто это село. т.е населённый пункт с храмом. В Памятной книге Виленской губернии за 1868 год о Тиостянской приходской церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы упоминается следующее: “После сгоревшей в 1826 году от грамоваго удара приходской церкви устроена из колокольни, к которой сделана пристройка, временная приходская церковь; которая в настоящее время совершенно обветшала, так что невозможно производить в ней богослужение. В 1861 году начата постройкой новая деревянная церковь, которая и по сие время не окончена.»
В 1903 году Д.И. Давгялло в своей книге «Полоцкая епархия к 1903 год» описывая приход церкви в Тиосто: ” село, -Рождество Б.М., дер. (1867) кр. жел., хол. в ней придел дер. (1897), Сергия Радонежск.- тёплый; честв.-иконы: преп. Сергия и Божией Матери; ярм. 5 июля и 8 сент. земля: а) при прих. ц. (1893)=67 дес., 1604 кв.с., б) дача “Озерки (1877)=41д. 862кв.с., в сем 4 дес. лесу; посев исполу: 9 чтв. озим., 16чтв.яр., сена 80воз., в) за аренду дачи – 100руб., г)за отшедших крестьян – 15 руб.; у свящ.-сад; прч. постр. -1887г.; прих. 2773 об. в 38 дн. Тиостовской вол.; шк.: а)нач.нар. МНПр. с 1882 г. общеж. на 30 учен., б)воскресная, и г) грам. в дн.: Горюны, Переходцы и Укреница.
Три священника: отец Стахий, иеромонах Спиридон и иеромонах Тихон на месте бывшей алтарной части храма, отслужили молебен пресвятой Богородице.

Все присутствующие участники туристического похода с вниманием заслушали рассказ отца Спиридона о данном разрушенном храме.
Вернувшись обратно на архиерейское подворье, отец Спиридон пригласил всех участников похода к столу и угостил всех отменным обедом.
Все участники туристического похода, поблагодарили отца Спиридона за радушный приём, за трапезу.
Так же участники туристического похода поблагодарили ГПУ “Карытинский мох” за организацию данного мероприятия и изъявили желание поучаствовать и в других туристических походах, по другим не менее интересным маршрутам, имеющимся в Городокском районе.
Л. Антонов

По информации: http://www.hram-anastasii.by

Блуждания Лепеля, в озере которого поселился… Цмок

В обрамлении озер и на развилке дорог, что идут от Минска к Полоцку и Витебску (М3 и Р46), уютно расположился районный центр Лепель. В этом году ему исполняется 580 лет. Возможно, его название пошло от слов «лепей», «лепный» (в значении – «лучший, красивый»). Не исключено также, что в основе имени Лепеля лежит балтское слово «лепель», обозначающее так называемую «кубышку малую» – реликтовое растение с желтыми цветками, которое и сегодня можно встретить на мелководье Лепельского озера.

1 (4).jpg

Лепельское озеро, на берегу которого в 2013 году поселился… Цмок

Это озеро – подлинная драгоценность города. Прозрачное, глубокое (наибольшая глубина достигает около 34 м!), оно протянулось в длину почти на 8, а в ширину – на 2 км. Его береговая линия извилиста, причудливо изрезана множеством заливов и полуостровов и выходит прямо к Полоцкому шоссе, откуда открывается незабываемая панорама недвижимой водной глади. Особенно красиво озеро весной и осенью, окутанное густыми молочно-белыми туманами. Серебром переливается оно в светлые лунные ночи. Вот потому, возможно, и назвали его местные жители Белым, а позже то же имя дали прилегающим деревням: Белая, Беленица.

Из деревни Белое и вырос нынешний районный центр. Однако его местоположение определилось отнюдь не сразу. Поначалу он возник у противоположного, западного берега озера – там, где сегодня находится деревня Старый Лепель, которой предшествовало поместье Лепель, или Лепля. Это поместье, располагавшееся на острове, в 1439 году (первое письменное упоминание о Лепеле), в период правления великого князя литовского Сигизмунда Кейстутовича, его сын Михаил передал в дар Витебскому костелу. Позже, в 1541 году, поместье отошло к Виленской катедре.

3 (3).jpg

Памятный камень в честь первого письменного упоминания Лепеля

Во время долгой и кровопролитной Ливонской войны (1558—1583) в Лепле появился деревянный замок с постоянным, хорошо вооруженным гарнизоном. В 1563 году он был занят и сожжен войсками Ивана Грозного, захватившими одновременно и Полоцк. Неприятель оставил здесь свой значительный гарнизон, который, однако, вскоре был разгромлен гетманом великим литовским Миколаем Радзивиллом Рыжим.

4 (2).jpg

Миколай Радзивилл Рыжий (1512—1584) — гетман великий литовский, канцлер ВКЛ

По указу короля и великого князя Сигизмунда ІІ Августа деревянный замок в виде прямоугольника с угловыми башнями в 1568 году восстановили, для чего были брошены силы из соседних королевских владений. В замке разместился гарнизон из сотен конников и пехотинцев. Севернее цитадели, отделенное от нее глубоким и широким рвом, заполненным водой из озера, расположилось «место» Лепель.

Со временем за этим поселением закрепилось название Старый Лепель. В 1586 году его купил Лев Сапега и основал в пяти километрах от города у деревни Белое новое местечко, которое получило имя Нового, или Белого, Лепеля. В Новый Лепель был перенесен торговый центр; там же возвели замок, церковь, костел. Старый Лепель тем временем пришел в упадок, постепенно превратился в деревню, сегодня напоминающую нам о том, откуда  начинался некогда город, в котором теперь живет 18 тысяч человек.

5 (2).jpg

Памятник Льву Сапеге, преобразователю Лепеля, поставлен у входа в городской парк в 2010 году

Льву Сапеге Лепель принадлежал почти четверть века, после чего щедрый фундатор и меценат решил передать город, а в придачу к нему и еще несколько сел в Полоцком воеводстве виленскому монастырю бернардинок. Таким образом Лепель почти на 200 лет стал церковновладельческим местечком. В 1805 году он по указу императора Александра І был изъят из монастырских владений, получил статус поветового города. А в 1852 году ему даже был дан собственный герб – «Погоня», коим город пользуется и ныне.

6.gif

Герб Лепеля

Войны и пожары не щадили Лепель. До наших дней в нем уцелели лишь два памятника архитектуры: каменный костел Cв. Казимира, возведенный в 1876 году в стиле позднего классицизма, и деревянная Пятницкая церковь (1868). Кстати, оба памятника стоят на тех же самых местах, где находились их предшественники – католическая и православная святыни, заложенные Львом Сапегой еще четыре века тому назад.

7 (4).jpg

Костел Св. Казимира (1876)

8.jpg

Пятницкая церковь (1868)

Листая страницы прошлого Лепеля, нельзя не упомянуть и о том, что в 1830-х годах здесь жил и работал белорусско-польский поэт, фольклорист, переводчик Ян Чечот. В Новогрудской доминиканской школе он познакомился и на всю жизнь подружился с Адамом Мицкевичем. Вместе они приехали в Вильню в 1815 году. Недостаток средств для учебы вынуждает Чечота устроиться на работу в Управление радзивилловскими имениями, но он продолжает посещать лекции в Виленском университете, пишет стихи. Вместе с Адамом вступает в студенческое общество филоматов, проповедовавшее вольнолюбивые идеи. После ареста филоматов царскими властями Чечот был осужден и сослан на Урал.

9.jpg

Ян Чечот (1796 —1847) — поэт, фольклорист, этнограф. Линогравюра XIX в.

10 лет спустя он возвращается на родину. В Лепеле устраивается секретарем канцелярии инженерного управления при Березинской водной системе, соединившей в 1805 году Днепр с Западной Двиной. Здесь собирает он фольклор, готовит два сборника наднеманских и наддвинских песен, выпускает книгу «Сельские песни из-под Немана и Двины», поместив в ней свадебные, купальские, дожинковые и другие обрядовые песни.

Умер Чечот в 1847 году в Друскениках. Смерть «старого друга» отозвалась острой болью в сердце поэта-изгнанника Адама Мицкевича, который еще на заре их общей юности посвятил Яну Чечоту такие строки: «Хто ж пакажа лепш, чым Янка, у вершы шылераўскi спрыт?»

Все статьи проекта «Экскурсии с Виаполем» можно посмотреть в разделе «Куда поехать»

ЭКСКУРСИИ ПО БЕЛАРУСИ ОТ ТУРОПЕРАТОРА ВИАПОЛЬ

Анатоль Варавва

https://planetabelarus.by