Актуальные проблемы развития агротуризма обсудили на итоговой конференции

Научно-практическая конференция «Агроэкотуризм: крафтовая экономика и социальные аспекты» прошла на агроусадьбе «Ганка». На это мероприятие собралось более 70 владельцев агроусадеб из всех регионов Беларуси.
В приветственном слове консультант отдела планирования и туристской деятельности Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Марина Масташова отметила, что сегодня именно в сфере агротуризма появляются многие интересные и уникальные инициативы, которые затем становятся достоянием общественности. К примеру, внимание к развитию инклюзивного туризма, создание кластеров и пр. Она назвала символичным тот факт, что конференция проходит в преддверии 2020 года, который объявлен в мире годом сельского и экологического туризма.

 

Справка. Сегодня в мире насчитывается более 600 000 агроусадеб. Вместимость составляет в среднем около 5-6,5 койкомест. Общий вклад в экономику от их деятельности более 180 млрд евро. Агроусадьбы предоставляют 15% от всех мест проживания в мире. В Беларуси сегодня около 2 500 тысяч агроусадеб, и это больше, чем в Литве или Латвии.

Тренды и тенденции

 О том, какие сегодня прослеживаются мировые тренды в агротуризме, рассказала руководитель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова. Картина выглядит следующим образом:

– Происходит смена поколений туристов. Основными потребителями турпродукта становятся так называемые миллениалы, то есть молодые люди, родившиеся в начале века.
– Компьютеризация общества, когда общение на самом деле становится роскошью.
– Глобальная конкуренция.
– Появление новых рынков (люди возраста 55+, любители природы, гастрономии, ЗОЖ, активного образа жизни, путешествий с животными и пр.)
– Ожидание личного отношения к себе и личного подхода.
– Инновационность и креативность.
– Аутентичность впечатлений.
– Упор на крафтовую экономику (ремесло, авторские изделия, продукты и пр.)

Каким образом выглядит отечественный агротуризм?

По мнению эксперта, он вполне соответствует мировым трендам. Наши агроусадьбы активно внедряют инновации, они креативны каждая по-своему, экологичны, вовлекают в свою деятельность молодежь и людей с ограниченными возможностями, предлагают туристам уникальную национальную кухню, объединяются в кластеры, проводят тематические фестивали. Кроме того, именно с помощью и при поддержке усадеб в Беларуси осуществлялись и осуществляются многие проекты: фестиваль «Креативный возраст», «Воложин без барьеров», БЕЛЛА культура, «Поддержка женщин в фермерстве, агротуризме и ремесленничестве» и другие.

IMG_7972-12.jpg

 Что хотелось бы туристам?

Панельную дискуссию на тему «Актуальные вопросы развития агротуризма в Беларуси» открыла заместитель директора туристической компании «Виаполь» Екатерина Дружинина. Она отметила, что туристу, который приезжает в Беларусь, необходимо «что-то живое», интересное. Он должен почувствовать, пощупать, ощутить на вкус,  – именно эти эмоции и цепляют наших гостей. По ее словам, пребывание на усадьбах может быть двух видов: с ночлегом и без ночлега, непродолжительное пребывание. Да, для иностранцев очень важны тишина, спокойствие, близость природы, но хороший сервис, инфраструктура все-таки остаются в приоритете. Количество туристов, которые хотят продлить свое пребывание на усадьбах, по наблюдениям специалистов фирмы, меньше, чем тех, которые просто хотят провести там несколько часов. С точки зрения турфирм агроусадьбы должны соблюдать некоторые условия, без которых взаимовыгодное сотрудничество невозможно. Прежде всего, фирмы, заключая предварительное соглашение с усадьбой, должны быть уверены, что в назначенный день и час там примут оговоренное количество туристов, даже если договор заключен заблаговременно. Второе условие: гибкость хозяев усадеб (к примеру, можно туристов покормить на любую заявленную сумму). Третье: каждый раз предлагать что-то новое. Четвертое: инфраструктура (если приехало 40 человек, а для них есть только один туалет). Пятое: у туристов должна остаться память об этом месте, не только сувениры, но и то, что они сделают своими руками во время мастер-классов. В идеале, по мнению специалиста, посещение усадьбы должно выглядеть так: еда + мини-экскурсия + мастер-класс.
Людмила Фокеева (ФМО) считает, что туристы «в возрасте» ждут от посещения агроусадеб погружения в собственные воспоминания, эффекта «поездка к бабушке». Поэтому для них так важен эмоциональный контакт. А для молодежи – это настоящее открытие, многие из них ничего не знают о жизни в деревне, о традициях, не имеют представления о вкусе домашних продуктов, о том, что можно ходить по росе и пр. Для этой категории туристов, по ее мнению, можно устраивать как бы импровизированные походы за грибами и ягодами, можно с элементами квеста, а также предоставить возможность, например, подоить корову.
Агротуризм может прекрасно бороться со стрессом, который стал настоящим бичом нашего времени. Такое мнение высказала Анастасия Решетникова (ФМО). Поэтому агрофитнесс и агроСПА должны занять достойное место в подготовленных для туристов программах.
Отечественные фишки и ноу-хау
 

Если некоторым специалистам в туристической отрасли кажется, что все в отечественном туризме устоялось и достигнуто, то они сильно ошибаются. Возможностей еще предостаточно. Об этом шел разговор на одной из секций конференции. «Ответственный туризм в Беларуси», – так называлась презентация Карины Ситник – директора компании «Поход в народ».
В копилке фирмы, к примеру, орнитологические туры по наблюдению за птицами, активные путешествия – сплавы на байдарках, походы по болотам, веломаршруты. Летом туристам предлагается собирать травы, в межсезонье – мастер-классы по выпечке хлеба. И в каждом путешествии в обязательном порядке запланировано посещение агроусадьбы, также вкусная еда и общение с местными жителями.

Александр Цвирко – хозяин агроусадьбы «Заповедный остров», обладатель Гран-при 2018 года – рассказал о кластере «Велесов Шлях», объединившем агроусадьбы Глубокского района. В результате этого объединения туристы получают законченный турпродукт, где каждая усадьба может предложить нечто необычное. Например, на усадьбе «Медвежий угол»  – охоту и рыбалку, в «Конном фальварке»  – общение с лошадьми, на усадьбе «Краіна мар» –- мастер-класс по изготовлению сыров, в «Утрине» – катание на хаски, погружение в индейскую тему. Теперь все семь членов кластера делятся при необходимости туристами, вместе организуют праздники и фестивали, к примеру, фестиваль активных людей «Медведь», «Купалье», «Масленицу», пленеры для художников и пр. Выработан единый стиль, а сейчас идет подготовка к установке большого придорожного знака.

15068479_1167747633293047_3633138489563920289_o.jpg

Продвижение местности и развитие туризма – дело совсем непростое. Своим опытом в этом направлении поделилась Любовь Ермакова – жительница деревни Новое Поле, активный участник местного сообщества, специалист по туризму. В этой деревне, имеющей интересное историческое прошлое, сегодня живет около тысячи человек. И когда Любовь решила устроить собрание, чтобы обсудить вопросы улучшения инфраструктуры и развития деревни, то люди, которые в течении 25 лет вообще не собирались, начали высказывать свои претензии к быту и прочим насущным нуждам. Было решено все делать поэтапно и коллегиально. Сначала убрали свалку в бывшем парке Друцких-Любецких. Затем посадили в центре цветы. За опытом съездили в Комарово. Провели для местных жителей экскурсии по деревне. Вместе с жителями разработали логотип деревни, эскиз флага, за основу взяли башню усадьбы Друцких-Любецких, с которой горожане отождествляют свою деревню. В результате совместной работы появился дизайн карты городка, собрана историческая информация, зарегистрирован собственный сайт и созданы страницы в социальных сетях, напечатаны буклеты и открытки. В центре деревни установили информационный щит с описанием истории этого места. В Варшаве разыскали потомков последних владельцев имения. Провели праздники «Колядки в парке», «Тыквы и улитки Нового Поля» с первыми в Беларуси улиточными бегами. Стали выпекать сдобу в форме улиток. При чем здесь улитки? Дело в том, что князья Друцкие-Любецкие держали целую ферму виноградных улиток, и они с тех пор живут здесь и распространились по всей округе. Так что улитки – это тоже местный бренд. Сегодня в деревне построен культурный центр, где жители собираются и демонстрируют свои таланты. С финансами помогали различные фонды. А теперь решили зарабатывать самостоятельно, используя бренд «Навапольскі кошык». Это настоящая корзинка, в которую помещаются изделия местных мастеров, в том числе чай, цукаты из тыквы, вязаные носки. Опыт участия в выставках и ярмарках показал, что эта продукция пользуется спросом. Сейчас в деревне сформировалось сообщество и инициативная группа (около 50 человек), которая хочет менять Новое Поле к лучшему.

Немного зарубежного опыта

Выступление Марта Реймана, профессора Таллиннского университета, путешественника, посетившего более 100 стран мира, называлось «Полезные уроки европейского и эстонского опыта в сфере экотуризма». По его словам, фермером, владельцем 150 коров, и одновременно человеком, принимающим туристов, он становится летом, когда занятий в университете нет. Посещения фермы туристами он называет экстремальным туризмом: «Сегодня большинство молодых людей, выросших в городах, ничего не знают о сельском хозяйстве, и не видели домашних животных. Мы привозим их на нашу ферму, где они могут погладить корову и даже ее подоить. Это стоит 20 евро. Можно даже организовать день рождения в коровнике, и мы это практикуем. За запах – отдельная плата – 5 евро. Молодежь с удовольствием смотрит, как работает трактор или комбайн, особая радость – прокатиться на этих машинах». На агроусадьбах Эстонии отдыхают, в основном, местные жители, а самые успешные проекты и программы связаны с местной едой и историей. Стоимость пребывания варьируется от 30 до 300 евро в день Из видов туризма, которые сегодня в мире набирают обороты, эксперт назвал волонтерский туризм, когда люди едут в различные страны мира, чтобы спасти какие-то памятники истории или природы. Привлекают туристов и опасные места. К примеру, Афганистан, где он также побывал, в прошлом году посетило более 20 тысяч туристов. В прошлом году в Чернобыле 30 августа стояло 30 туристических автобусов. Кроме того, ради опыта туристы готовы терпеть значительный дискомфорт. Поэтому сегодня существует такая тенденция: не люди смотрят на животных, которые сидят в клетках, а животные смотрят на людей, находящихся в клетках. Из негативных явлений эксперт назвал рост количества так называемых компенсационных туристов, то есть тех, которые сразу начинают искать недостатки тура, а затем предъявляют претензии турфирме.
…Участники конференции получили полезные советы на темы, как продвигать свои услуги, где искать клиентов, как создавать видео и для чего это нужно. А приятным бонусом стало теплое общение, прекрасная кухня от хозяек усадьбы и выступление вокально-инструментального ансамбля под руководством Анатолия Ганца. 

Wednesday December 18th, 2019