Туристический поход к трём храмам Веречского края со сплавом по озеру Тиосто

24 мая года состоялся туристический поход, организованный Государственным природоохранным учреждением “Корытинский мох”. Данный туристический поход носил православно – исторический характер. Маршрут похода проходил по живописным местам Городокского района: от села Веречье, через архиерейское подворье на берегу озера Тиосто до урочища Тиосто, где ранее было село Тиосто с храмом Рождества Пресвятой Богородицы.
В данном туристическом походе участвовали православные миряне и священники из Городокского района.
Туристический поход начался от здания закрытого храма св. Николая Чудотворца в деревне Веречье. Отец Стахий настоятель храма святых преподобномученниц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары г. Городка и иеромонах Тихон настоятель храма св. великомученицы Анастасии Узорешительницы д. Бычиха Городокского района отслужили молебен св. Николаю Чудотворцу.

Место и время проведения данного туристического похода было выбрано не случайно. Поход начался от храма св. Николая и дата его проведения приурочена ко дню Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (22 мая).
Первые упоминания о селе Веречье относятся к 1566 году в описании Юрия Такмакова. Веречье упоминается как село, а это значит, что в нем был храм. Первое упоминание о храмах в селе Веречье относится к 1843 году. В описании имения Веречье говорится о храме св. Николая Чудотворца и св. мученицы Софии. В 1903 году Д.И. Давгялло в своей книге «Полоцкая епархия к 1903 год» описывая приход церкви в Веречье, ” село, -Николая Чуд., дер. (1862), кр.жел., холод.; земля (1872)=33дес., посев хозяйств.-3,5 четв.озим., 6 четв.яров.. сена 25 воз.; 1 куб. дров – 1р.; прч.постр. – 1888 г.; прих. 2047 об. в 19дн Веречьской вол.; шк.-цер.пр. с 1885 г., обеж. на 30уч.”
Священники совместно с мирянами обошли разрушающееся здание закрытого храма и освятили его.


Далее участники туристического похода направились по маршруту к озеру Тиосто, на берегу которого располагается архиерейское подворье. Это был основной пеший участок туристического похода длиною около 8 км. Участники совершившегося туристического похода, шли в него, что бы посмотреть родные края, порою не всем известные. Идя по лесной дороге туристы обратили внимание на первозданность этих мест, услышали пение птиц, шёпот нежной зелёной листвы от лёгкого весеннего ветерка, ощутили пьянящий вкус лесного воздуха. Чувствовалась благодать.
Но на фоне этой благодати очень контрастно и не естественно смотрелись плоды человеческой жизни : заброшенные железобетонные животноводческие фермы, разрушенные брошенные кирпичные дома, кучи строительного и бытового мусора.
А ведь ещё 100 лет назад эти места были плотно заселены. Семьи у крестьян были многодетными и жили люди до глубокой старости. Сегодня нарушая заповеди и отвернувшись от Господа, человечество просто исчезает. Исчезают деревни, крупные посёлки превращаются в неперспективные деревеньки. Человечество желая спастись, собравшись в крупных городах, ставит себя тем самым на грань вымирания.
Идя по лесной дороге, православные туристы просили у Господа милости. “Господи, Иисусе Христе, сыне Божий , помилуй мя грешного”. Это простая, но достаточно емкая “Иисусова молитва”, давала силы участникам туристического похода.
Через два часа пути туристы вышли на берег озера Тиосто. Взору туристов предстал, величественный поклонный крест.

У входа в храм святых апостолов Петра и Павла православных туристов встретил иеромонах Спиридон. Отец Спиридон благословил туристов и пригласил в храм для совместной молитвы.
Три отца: Спиридон, Тихон и Стахий отслужили молебен святым апостолам Петру и Павлу.

Приложившись к кресту, православные туристы выйдя из храма в сопровождении иеромонаха Спиридона направились к берегу озера.
На берегу озера Тиосто их ждали подготовленные работниками ГПУ “Корытинский мох” резиновые лодки и байдарки.

Пройдя инструктаж и одев спасательные жилеты участники туристического похода сели в плавательные средства и организованно направились на другой берег озера.

По этому водному участку туристического похода, длиной около 1 км, участники попали на отвесный песчаный берег, на котором ещё в 70 -е годы 20-го века стоял величественный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с пределом св. Сергию Радонежскому.
Сейчас на месте храма, остались только камни от фундамента. Очертания фундамента храма четко выражены и по ним с лёгкостью можно представить, что в нём в прошлом веке, могло молиться около 300 человек. Вокруг храма растут вековые деревья, реальные свидетели тех времён, когда храмовые колокола призывали на церковную службу прихожан.


История села Тиосто уходит в глубину веков. На старинных картах, которые можно посмотреть на сайте www.hram-anastasii.by, Сурожского уезда Полоцкого наместничества (1785,1792), на так называемой “Столистовке” 1802-1804 года, на карте из “Атласа народонаселения Западно-Русского края по исповеданиям” составленной по данным на 1860 год – Тиосто это село. т.е населённый пункт с храмом. В Памятной книге Виленской губернии за 1868 год о Тиостянской приходской церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы упоминается следующее: “После сгоревшей в 1826 году от грамоваго удара приходской церкви устроена из колокольни, к которой сделана пристройка, временная приходская церковь; которая в настоящее время совершенно обветшала, так что невозможно производить в ней богослужение. В 1861 году начата постройкой новая деревянная церковь, которая и по сие время не окончена.»
В 1903 году Д.И. Давгялло в своей книге «Полоцкая епархия к 1903 год» описывая приход церкви в Тиосто: ” село, -Рождество Б.М., дер. (1867) кр. жел., хол. в ней придел дер. (1897), Сергия Радонежск.- тёплый; честв.-иконы: преп. Сергия и Божией Матери; ярм. 5 июля и 8 сент. земля: а) при прих. ц. (1893)=67 дес., 1604 кв.с., б) дача “Озерки (1877)=41д. 862кв.с., в сем 4 дес. лесу; посев исполу: 9 чтв. озим., 16чтв.яр., сена 80воз., в) за аренду дачи – 100руб., г)за отшедших крестьян – 15 руб.; у свящ.-сад; прч. постр. -1887г.; прих. 2773 об. в 38 дн. Тиостовской вол.; шк.: а)нач.нар. МНПр. с 1882 г. общеж. на 30 учен., б)воскресная, и г) грам. в дн.: Горюны, Переходцы и Укреница.
Три священника: отец Стахий, иеромонах Спиридон и иеромонах Тихон на месте бывшей алтарной части храма, отслужили молебен пресвятой Богородице.

Все присутствующие участники туристического похода с вниманием заслушали рассказ отца Спиридона о данном разрушенном храме.
Вернувшись обратно на архиерейское подворье, отец Спиридон пригласил всех участников похода к столу и угостил всех отменным обедом.
Все участники туристического похода, поблагодарили отца Спиридона за радушный приём, за трапезу.
Так же участники туристического похода поблагодарили ГПУ “Карытинский мох” за организацию данного мероприятия и изъявили желание поучаствовать и в других туристических походах, по другим не менее интересным маршрутам, имеющимся в Городокском районе.
Л. Антонов

По информации: http://www.hram-anastasii.by

Блуждания Лепеля, в озере которого поселился… Цмок

В обрамлении озер и на развилке дорог, что идут от Минска к Полоцку и Витебску (М3 и Р46), уютно расположился районный центр Лепель. В этом году ему исполняется 580 лет. Возможно, его название пошло от слов «лепей», «лепный» (в значении – «лучший, красивый»). Не исключено также, что в основе имени Лепеля лежит балтское слово «лепель», обозначающее так называемую «кубышку малую» – реликтовое растение с желтыми цветками, которое и сегодня можно встретить на мелководье Лепельского озера.

1 (4).jpg

Лепельское озеро, на берегу которого в 2013 году поселился… Цмок

Это озеро – подлинная драгоценность города. Прозрачное, глубокое (наибольшая глубина достигает около 34 м!), оно протянулось в длину почти на 8, а в ширину – на 2 км. Его береговая линия извилиста, причудливо изрезана множеством заливов и полуостровов и выходит прямо к Полоцкому шоссе, откуда открывается незабываемая панорама недвижимой водной глади. Особенно красиво озеро весной и осенью, окутанное густыми молочно-белыми туманами. Серебром переливается оно в светлые лунные ночи. Вот потому, возможно, и назвали его местные жители Белым, а позже то же имя дали прилегающим деревням: Белая, Беленица.

Из деревни Белое и вырос нынешний районный центр. Однако его местоположение определилось отнюдь не сразу. Поначалу он возник у противоположного, западного берега озера – там, где сегодня находится деревня Старый Лепель, которой предшествовало поместье Лепель, или Лепля. Это поместье, располагавшееся на острове, в 1439 году (первое письменное упоминание о Лепеле), в период правления великого князя литовского Сигизмунда Кейстутовича, его сын Михаил передал в дар Витебскому костелу. Позже, в 1541 году, поместье отошло к Виленской катедре.

3 (3).jpg

Памятный камень в честь первого письменного упоминания Лепеля

Во время долгой и кровопролитной Ливонской войны (1558—1583) в Лепле появился деревянный замок с постоянным, хорошо вооруженным гарнизоном. В 1563 году он был занят и сожжен войсками Ивана Грозного, захватившими одновременно и Полоцк. Неприятель оставил здесь свой значительный гарнизон, который, однако, вскоре был разгромлен гетманом великим литовским Миколаем Радзивиллом Рыжим.

4 (2).jpg

Миколай Радзивилл Рыжий (1512—1584) — гетман великий литовский, канцлер ВКЛ

По указу короля и великого князя Сигизмунда ІІ Августа деревянный замок в виде прямоугольника с угловыми башнями в 1568 году восстановили, для чего были брошены силы из соседних королевских владений. В замке разместился гарнизон из сотен конников и пехотинцев. Севернее цитадели, отделенное от нее глубоким и широким рвом, заполненным водой из озера, расположилось «место» Лепель.

Со временем за этим поселением закрепилось название Старый Лепель. В 1586 году его купил Лев Сапега и основал в пяти километрах от города у деревни Белое новое местечко, которое получило имя Нового, или Белого, Лепеля. В Новый Лепель был перенесен торговый центр; там же возвели замок, церковь, костел. Старый Лепель тем временем пришел в упадок, постепенно превратился в деревню, сегодня напоминающую нам о том, откуда  начинался некогда город, в котором теперь живет 18 тысяч человек.

5 (2).jpg

Памятник Льву Сапеге, преобразователю Лепеля, поставлен у входа в городской парк в 2010 году

Льву Сапеге Лепель принадлежал почти четверть века, после чего щедрый фундатор и меценат решил передать город, а в придачу к нему и еще несколько сел в Полоцком воеводстве виленскому монастырю бернардинок. Таким образом Лепель почти на 200 лет стал церковновладельческим местечком. В 1805 году он по указу императора Александра І был изъят из монастырских владений, получил статус поветового города. А в 1852 году ему даже был дан собственный герб – «Погоня», коим город пользуется и ныне.

6.gif

Герб Лепеля

Войны и пожары не щадили Лепель. До наших дней в нем уцелели лишь два памятника архитектуры: каменный костел Cв. Казимира, возведенный в 1876 году в стиле позднего классицизма, и деревянная Пятницкая церковь (1868). Кстати, оба памятника стоят на тех же самых местах, где находились их предшественники – католическая и православная святыни, заложенные Львом Сапегой еще четыре века тому назад.

7 (4).jpg

Костел Св. Казимира (1876)

8.jpg

Пятницкая церковь (1868)

Листая страницы прошлого Лепеля, нельзя не упомянуть и о том, что в 1830-х годах здесь жил и работал белорусско-польский поэт, фольклорист, переводчик Ян Чечот. В Новогрудской доминиканской школе он познакомился и на всю жизнь подружился с Адамом Мицкевичем. Вместе они приехали в Вильню в 1815 году. Недостаток средств для учебы вынуждает Чечота устроиться на работу в Управление радзивилловскими имениями, но он продолжает посещать лекции в Виленском университете, пишет стихи. Вместе с Адамом вступает в студенческое общество филоматов, проповедовавшее вольнолюбивые идеи. После ареста филоматов царскими властями Чечот был осужден и сослан на Урал.

9.jpg

Ян Чечот (1796 —1847) — поэт, фольклорист, этнограф. Линогравюра XIX в.

10 лет спустя он возвращается на родину. В Лепеле устраивается секретарем канцелярии инженерного управления при Березинской водной системе, соединившей в 1805 году Днепр с Западной Двиной. Здесь собирает он фольклор, готовит два сборника наднеманских и наддвинских песен, выпускает книгу «Сельские песни из-под Немана и Двины», поместив в ней свадебные, купальские, дожинковые и другие обрядовые песни.

Умер Чечот в 1847 году в Друскениках. Смерть «старого друга» отозвалась острой болью в сердце поэта-изгнанника Адама Мицкевича, который еще на заре их общей юности посвятил Яну Чечоту такие строки: «Хто ж пакажа лепш, чым Янка, у вершы шылераўскi спрыт?»

Все статьи проекта «Экскурсии с Виаполем» можно посмотреть в разделе «Куда поехать»

ЭКСКУРСИИ ПО БЕЛАРУСИ ОТ ТУРОПЕРАТОРА ВИАПОЛЬ

Анатоль Варавва

https://planetabelarus.by

Камайские древности из Поставского района

Полоцко-Виленский шлях — одна из древнейших дорог Беларуси. Со времен Средневековья связала она Полоцк и Вильню, чья первостепенная роль в белорусской истории и культуре неоспорима.  Это обстоятельство и обусловило особенную значимость дороги, которую в прошлом называли то шляхом, то гостинцем, то трактом, присовокупляя к этим словам громкие имена — Ольгерда, Витовта, Батория… Сколько интереснейших мест и замечательных людей   собрал вокруг себя Полоцко-Виленский шлях! Наследником его исторической славы является ныне шоссе Р45/103 Полоцк — Вильнюс. В нескольких километрах от этого  шоссе, среди живописных озер, расположился уютный агрогодок Камаи — в прошлом имение, местечко, известное с начала ХVІ века.

_1..jpg

Костел в Камаях завораживает своей брутальностью

С 1592 года Камаи принадлежали Яну Рудомине-Дусяцкому (1543—1621), воеводе браславскому. На его средства здесь был сооружен в 1606 году костел Св. Иоанна Крестителя. Располагается он на бывшей Рыночной площади, а перед ним стоит каменный крест, высеченный, как полагают, в ХV – ХVІ столетиях из монолитного гранитного камня-валуна красного цвета.

_2 Фото www.fotobel.by.jpg

Камень-крест хранит свои тайны и рождает споры специалистов. Фото fotobel.by

Высота этого креста более двух метров, длина горизонтальной поперечины около метра. Вертикальная часть креста имеет четырехгранную форму. В средокрестии устроена треугольная ниша для распятия. На тыльной и частично фасадной плоскостях креста сделаны надписи латинским шрифтом более позднего, нежели сам крест, происхождения, значительно поврежденные и, к сожалению, до сих пор не расшифрованные.

За этим каменным крестом, в обрамлении стены из бутового камня, предстает храм, напоминающий собой скорее крепость. От этого памятника веет истинно романской мощью! И это тем более удивительно, что строился он, как уже было сказано, в начале ХVІІ, а перестраивался вплоть до ХІХ века. Низкорослый, кряжистый, широко расставивший по углам свои башни с бойницами, он кажется вросшим в землю исполином. Этот памятник оборонительно-культового зодчества соединяет в себе черты архитектуры готики, ренессанса и барокко.

_3.jpg

Брама костела в Камаях

Изначально костел строился как трехнефная базилика, расчлененная внутри четырьмя мощными столбами. Судя по натурным обследованиям, он был задуман как четырехбашенный. Но в процессе строительства от двух башен со стороны апсиды отказались. Более того, его первоначальный облик был изменен после сильного пожара, пережитого храмом в середине ХVІІ столетия. Тогда обвалились своды и были разобраны внутренние столбы. Позже достроили хоры, а с южной стороны – каплицу с криптой, что существенно изменило внешний облик храма, придав ему подчеркнутую асимметричность.

_4.jpg

Колокол отлит в честь 400-летия храма

Сегодня это – двухбашенный и двухзальный костел со стенами двухметровой толщины, прорезанными высокими арочными оконными проемами. Главный вход в святыню решен в виде арки. Фасад завершает треугольный ренессансный щипец с  полуциркульными нишами и круглыми бойницами. По углам храма устроены две мощные цилиндрические башни, также снабженные бойницами, что позволяло вести огонь на ближние и дальние дистанции. Как воспоминание о многочисленных войнах, которые не обошли Камаи, в стены главного фасада и башни в середине ХVІІ века, по распоряжению сына фундатора, Петра Рудомины, были вмурованы ядра от пушек.

_5.jpg

В интерьере храма буйствует барокко. Люстра храма

Так – сурово и воинственно – выглядит храм снаружи, а внутри его царит совсем иное настроение. Интерьер украшен росписями, исполненными в технике гризайль.  Основной мотив росписей – акантовая ветвь, сплошным ковром оплетающая картуши и медальоны с монограммами и символами. Плафон основного помещения храма представлен в виде рамы, вокруг которой вьются гирлянды из плодов и цветов.

В костеле четыре резных деревянных алтаря первой половины ХVІІІ столетия. Центральный двухъярусный алтарь решен в виде коринфской колоннады, в которой установлены деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла. В центре помещена икона Богоматери с младенцем, датируемая ХVІІ веком и почитаемая чудотворной.

Ордерные элементы алтаря раскрашены под мрамор, что в сочетании с позолотой орнаментальной резьбы и полихромной скульптурой создает интенсивную по колориту, приподнятую, праздничную атмосферу внутри храма. Так искусство барокко в интерьере на высокой эмоциональной ноте завершает суровый рассказ, начатый готико-ренессансным экстрьером святыни.

_6..jpg

Орган костела помнит Бронислава Рутковского…

Это волнующее повествование дополняет орган начала ХХ столетия, оформленный гирляндами, скульптурами ангелов, изображениями музыкальных инструментов. В свое время на этом инструменте начинал путь в большое искусство Бронислав Рутковский (1898—1964)– замечательный органист, дирижер, профессор музыки, музыкальный критик, обладатель высокой награды – ордена Серебряного Креста Виртути Милитари.

Он родился в Камаях, учился музыке в Петербурге и Париже. Был органистом кафедрального костела Св. Яна в Варшаве, давал концерты органной музыки, возглавлял польский Союз органистов и хормейстеров. Его именем названы зал Краковской государственной музыкальной школы и улица древней столицы Польши. Незадолго до смерти, в 1963 году, маэстро посетил свою малую родину. Камайцы хранят о нем самые теплые воспоминания. В костеле в его честь открыта мемориальная доска (2008), а парк перед святыней носит его имя.

Памятной доской увековечен в древних стенах и Казимир Свояк (Константин Степович, 1890—1926) — общественный деятель, поэт, ксендз, служивший в камайском костеле в 1915 году.

_7.jpg

Костел в Камаях

Костел буквально перенасыщен историко-культурными ценностями: только в государственном реестре их числится около 120! Это и алтарная икона Божией Матери Ченстоховской (ХVII ст.), и картина «Иисус и сирота» (1890-е гг.) кисти известного художника Альфреда Ромера (1832—1897), и реликварий с мощами святых, и крипта, где находятся захоронения ошмянских маршалков… Впрочем, все это лучше увидеть собственными глазами в сопровождении подробных комментариев ксендза Яцека Хутмана. И конечно же, под аккомпанемент старинного органа, чей голос и сегодня звучит мощно и вдохновенно…

Автор: Анатолий Варавва, Виаполь
Фото: Виаполь

https://planetabelarus.by

Отчет по походу гродненского молодежного клуба «Фрегат» по реке Оболь и ее притоках

В начале мая группа туристов из Гродно совершила сплав по реке Оболь и ее притоках в весьма неблагоприятных условиях – в дождливую холодную погоду. Вот их репортаж про этот сплав, который администрировало ГПУ «Корытинский Мох».

04.05.2019 Заброска

На реку забрасывались машинами. Одна машина остается на финише, остальные едут на старт. По окончанию похода все водители отправляются в начало и пригоняют весь транспорт. Одной из основных целей похода являлась проверка возможности выхода в р.Чернец из оз.Осотно. Поэтому и стапель предполагался на оз.Осотно (в 3-х км от д.Моисеево). Выехали из Гродно в 13.00, расстояние до старта – около 600 км.

Ехали через Минск и Лепель, дорога до д.Мишневичи не представляет проблем – асфальт. От Мишневич до Холомерья и дальше в лес – грунт с остатками асфальта, много ям, дорога ухудшается по мере удаления от центра. В Холомерье  нам рассказали, что выйти из оз.Осотно в реку нельзя – северная протока узкая, уровень воды летний (низкий), да еще и бобры постарались, понаставив плотин. Западная же протока через озера Малые и Большие Тоболы вообще непроходима. Т.к. было уже поздно, разрешение на сплав у нас было только от оз.Свино, дорога на оз.Осотно оказалась закрытой, а предстоящие выходные предполагались дождливыми, было принято решение стартовать от оз.Свино, исключив р.Чернец из плана похода.

Тем не менее считаю, что теоретически выход в реку из оз.Осотно возможен и следует обязательно проверить его на практике.

В итоге, встали ночью на полуострове между озерами Малое и Большое Свино – отличная стоянка с домиком, хорошим подъездом и выходом в оз.М.Свино. Единственный минус – мало дров. Дорога по лесу оказалось сухой с одной огромной лужей, которая объезжается слева по лесу.  Чего нельзя сказать о возвращении – после дождей все впадины на дороге заполнились водой, машинам обратно пришлось изрядно искупаться, но все выехали.

05.05.2019 День 1-ый

Пасмурно, но ветра нет. С утра отогнали машины в д.Чухилино, оставили под присмотром местных. Собрали байдарки, стали на воду.

Протока между озерами чистая. Выход в р.Осмотица из озера находится без труда по карте. Сама р.Осмотица – небольшая, но красивая и интересная. Повороты, быстрины, прижимы, частичные завалы, один обнос упавшего дерева (обносили слева). Красивый выход в оз.Осмото.

На выходе из оз.Осмото в р.Копань отличное место на правом берегу для обеда или стоянки. р.Копань также интересна, все проходится.

ozedf

На оз.Березинец слева на полуострове есть стоянка. р.Прудница красива и тоже вся идется сходу.

Т.к. в запасе был целый день, стали на оз.Жодень на левом берегу – стоянка видна по выходу в озеро, высокая и чистая. Есть стоянка и на правом берегу при движении в сторону р.Свина.

За день прошли 10 км.

06.05.2019 День 2-ой

С утра дождь, который не прекращался весь день.

Вошли в р.Свина. Стоянки на берегу не высматривали, было мокро и холодно, но красоту и интересность реки оценили. Двигались к оз.Лососно, река проходится без проблем, в одном месте перетаскивали байды через бревно.

До озера Лососно есть великолепная стоянка на правом берегу (река в этом месте начинает делать большую петлю). Была занята, пришлось идти дальше.

На оз.Лососно есть стоянка на противоположном от выхода реки в озеро берегу. Стоянка – поляна на возвышении, деревьев мало и очень ветрено. Моментально замерзнув, останавливаться на ней не стали и пошли дальше в поисках места для ночлега.

edf

Через километра 2 встали на левом повороте реки на левом берегу. От оз.Лососно река течет в болотистых берегах и это место оказалось чуть ли не единственным. В принципе, терпимо.

Прошли 18 км.

07.05.2019 День 3-ий

Дождь шел всю ночь. Собирались тоже под дождем. Стоянка превратилась в болото. Вода в реке поднялась сантиметров на 10.

Река узкая, петляет по болоту, препятствий нет. До самой р.Оболь стоянок нет – болото. После впадения в реку – отличная стоянка на высоком правом берегу.

Река Оболь очень красивая, достаточно широкая, препятствий особых нет. В д.Козьяны (мост) останавливались, чтобы сходить в магазин – не работает, только автолавка. Дождь закончился.

ozedf

Стали перед д.Скатица на правом повороте реки на левом берегу, где ЛЭП подходит к реке. На стоянке навес, много дров. Навес виден с воды.

Прошли 17 км.

08.05.2019 День 4-ый

Наконец-то сухо, но солнца нет. Воды в реке еще добавилось.

Река по прежнему красива, до впадения ручья Конского возле д.Симонята препятствий нет. После небольшого порожка на месте разрушенной мельницы (предположительно) встречаются перекаты.

edf

Стоянки:

– на правом берегу на левом повороте реки за ур. Гапоново (после острова) – на высоком берегу;

– отличная с навесом за р. Конским на правом повороте реки на правом берегу (собственно, недалеко от нее и есть порожек).

Стали перед мостом в д.Мишневичи на большой излучине реки недалеко от дороги на правом берегу. После обустройства получилась отличная стоянка, где можно сняться с реки. В деревне магазин, работающий до 20.00, где можно отметить маршрутку.

ozedf

Разобрали байды, пригнали машины из д. Чухилино, устроили баню.

edf

Прошли 16 км.

09.05.2019 День 5-ый

Утром солнце, завтрак и дорога домой.

Возможен дальнейший сплав по р.Оболь до р.Зап.Двина (д.Горяны).

Итоги

Плюсы: красивейшие места, интересные реки, отсутствие комаров, невысокий (летний) уровень воды;

Минусы: жестковатая заброска от д.Мишневичи до д.Чухилино, дождь, запрет на посещение лесов, без рыбы.

Основная задача – проверка выходов из оз.Осотно в р.Чернец – не выполнена.

Отчет и фото от Дмитрия Земчёнка — руководителя похода.

ГПУ «Корытинский Мох» организует православно-исторический туристический поход в Веречском крае

Государственное природоохранное учреждение «Корытинский мох» Городокского района собирает группу для совершения туристического похода 24 мая. Данный туристический маршрут носит православно-исторический характер. Маршрут комбинированный: водно-пеший.

Начальная точка маршрута деревня Веречье Городокского района Витебской области. Конечная точка маршрута деревня Село Городокского района Витебской области. Протяжённость маршрута пешего 8 км, водного по озеру Тиосто около 3 км (на байдарках и резиновых лодках). На маршруте предусмотрены остановки в деревне Веречье около здания закрытого православного храма св. Николая Чудотворца,

в деревне Село около храма св. апост. Петра и Павла, в урочище Тиосто на месте разрушенного храма Рождества Пресвятой Богородицы с пределом св. Сергия Радонежского, возможно посещение острова «Церковище». На местах стоянок в храмах будет совершаться богослужения православным священником.
Туристический поход запланирован на 24 мая 2019 года в 9:00. Для участия в туристическом походе необходимо записаться.  Запись по телефону +375295119491; +375296414507 иеромонах Тихон.
До начальной точки маршрута в д. Веречье можно добраться на пригородном автобусе из Городка. Городок – Конаши отпр 7:15 приб 8:07.  Вернуться в Городок можно тем же автобусом из Веречьи. Канаши-Городок отпр 17:37 приб. 18:34.

По информации: https://vk.com/ecosistemaharadok

Семь маршрутов с белорусскими угощениями на любой вкус

На II Европейские игры в Беларусь приедут 18 тысяч участников и около 30 тысяч туристов-болельщиков из 50 стран мира. В этом году и зрителям «Славянского базара» впервые разрешили приезжать без визы. Координатор проекта «Содействие сохранению и продвижению кулинарного наследия и ремесел» от общества «Центр кулинарного наследия Латгалии» (Латвия) Татьяна Козачук  уверена, что это может привлечь больше гостей из соседних европейских стран.

Международное спортивное событие и более открытый музыкальный фестиваль – отличная возможность прорекламировать туристические маршруты за пределами кольцевой, которые могут удивить иностранных гостей.

— Турист меняется. Он уже покатался по Европе, многое увидел и попробовал и сейчас ищет что-то местное, особенное, — рассказывает Татьяна Козачук.

Это значит, что белорусская глубинка имеет хорошие шансы выйти из тени и показать миру свою культуру, традиции, кухню и обряды.

— Самое сильное впечатление после посещения Беларуси у иностранцев остается от соприкосновения с деревней. И раз мы не можем конкурировать со своими замками, например, с Долиной Луары, природа у нас такая же, как у соседей, поэтому надо брать посещением деревни, контактом с людьми, — рассказала председатель правления общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова на образовательном семинаре «Крафтовая экономика: продвигаем традиционную еду и ремесла».

Гастрономические туристы любят аутентичность, им важно знать происхождение продуктов. Они хотят прочувствовать через национальную кухню историю, традиции, узнать лица и героев местности.

— Уже есть районы, которые делают ставку на еду, — признает Валерия Клицунова.

Руководитель ОО «Отдых в деревне» представила несколько гастрономических мест и маршрутов, которые придутся по вкусу искателям аутентичной кухни и просто интересующимся страной гостям.

Туристический кластер «Воложинские гостинцы»

Valozhin.jpg

— Раньше этот район ничем особо не был примечателен. Но туда переехали люди из Минска, объединили усилия с местными производителями и через кластер стали продвигать свою продукцию. Сейчас там производят и мед, и хлеб, и сыр, — рассказывает Валерия Клицунова.

Усадьба «Ганка»

Ganka.jpg

Недалеко от столицы расположилась усадьба «Ганка», где не только будут рады гостям, но и готовы научить их печь хлеб, танцевать народные танцы и проводят мастер-классы традиционных белорусских и современных ремесел.

Усадьба «Кони-пони»

Poni.jpg

На весь мир сырами славятся Франция и Италия. Но есть чем угостить туристов и белорусским сыроделам. Более того, гости этой усадьбы могут попробовать сами сделать сыр.

Усадьбы «Мир пчел», «Медовая королева», «Медовая хата»

Miod.jpg

− Здесь делают питный мёд, процесс приготовления которого похож на приготовление вина. Это древнейший напиток, − рассказывает Валерия Клицунова.

Кластер «Муховэцкая кумора»

Kumora.jpg

Гостеприимные хозяева готовы накормить туристов традиционной местной едой и научиться ее готовить.

Туристический кластер «Велесаў шлях»

Shliah.jpg

Здесь делают акцента на охотничьей теме – угощают колбасами, тушенкой из дичи, а также козьим сыром и другими местными блюдами.

Фитомаршрут «Водар Белавежжа»

Fito.jpg

Тематический маршрут объединяет 7 усадеб, где можно попробовать самые разные чаи, местный мед и блюда локальной кухни.

Автор: Надежда Калинина

https://planetabelarus.by