Программа Международного фестиваля современной хореографии IFMC 2018

21 НОЯБРЯ (среда) 

Концертный зал «Витебск», ложа А 18.00 «МУЗЕЙ-АРХИВ»
Открытие выставки-инсталляции, посвящённой 30-летию фестиваля 
Концертный зал «Витебск», ложа А 18.00 «ДИАЛОГ С СОБОЙ»
Открытие выставки художественной фотографии
АННА МОЙСЕЮК-БАРКОВСКАЯ, Литва 
Концертный зал «Витебск», ложа А 18.00 «ПЛАСТИКА ФОРМЫ»
Открытие выставки скульптур
АНДРЕЙ ВОРОБЬЁВ, Беларусь 
Концертный зал «Витебск», ложа А 18.30 Танцевальный перформанс
«LITTLE JOY / МАЛЕНЬКАЯ РАДОСТЬ» 16+
Хореография: Джошуа Монтень.
«JOSHUA MONTEN COMPANY», Швейцария
Вход свободный

1280720_kaligula

Концертный зал «Витебск», большой зал 19.00 I отделение
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ XXXI Международного фестиваля современной хореографии в Витебске
Презентация участников Международного конкурса современной хореографииII отделение
Спектакль без слов, фестивальная версия
«КАЛИГУЛА» 16+
Музыка: Павел Акимкин.
Режиссер-хореограф: Сергей Землянский.
Московский Губернский театр под руководством Народного артиста России Сергея Безрукова, Россия
В основе постановки – не только сюжет одноименной пьесы Альбера Камю, но и исторические материалы, сюжеты художественных произведений других авторов. Спектакль поставлен в жанре «пластической драмы» – без слов. При этом создание художественных образов происходит с помощью пластики тела и музыкальных акцентов, с использованием характерных танцевальных элементов, сценографии, визуальных эффектов.
Стоимость билета: 18.00 – 30.00 рублей

22 НОЯБРЯ (четверг) 

1280x720_sleeping-beauty

Концертный зал «Витебск», большой зал 19.00 Балет в двух действиях
«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» 12+
Музыка: П.И. Чайковский.
Хореография: Раду Поклитару.
Театр «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ», Украина
«Спящая красавица» Раду Поклитару рассказывает о человеческом бытии, о вечных моральных принципах. Новая история приведет короля к настоящей любви не через сто лет, а через восемь столетий. А в королевском дворце поселятся удивительные сказочные герои.
Стоимость билета: 15.00 – 25.00 рублей

 23 НОЯБРЯ (пятница) 

1280720_air

НАДТ им. Я. Коласа 19.00 I отделение.
Танцевальный перформанс
«ВОЗДУХ» 18+
Музыка: Дмитрий ЛАДЕС / AORTHA. Используется музыка И.С. БАХА.
Постановка: Ольга ЛАБОВКИНА.
Артисты: Александр ФИЛИППОВ, Сергей ТОЛКАЧ, Ольга ЛАБОВКИНА.II отделение.
Балет-сюита
«TOLSTOY» 12+
Музыка классических и современных композиторов.
Хореография: Алексей Расторгуев, Дмитрий Антипов, Юлия Бачева, Александр Могилев, Константин Кейхель, Павел Глухов.
Пермский театр «БАЛЕТ ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА», Россия
«В этой постановке мы играем с идеей свободы, воздуха как пространства устремлений…» «Идея витает в воздухе…», «…это моя отдушина», «в их отношениях не было воздуха». Что остается, если исчезает воздух? 

В течение всего вечера будут показаны танцевальные миниатюры, объединенные в балет-сюиту «TOLSTOY». Их объединяет общая тема – творчество Льва ТОЛСТОГО, 190-летие которого в этом году отмечает весь мир. В программу вечера вошли работы Алексея РАСТОРГУЕВА, Павла ГЛУХОВА, Юлии БАЧЕВОЙ, Александра МОГИЛЕВА, Константина КЕЙХЕЛЯ.

Стоимость билета: 12.00 – 15.00 рублей

 24 НОЯБРЯ (суббота)

1280x720_panopticum

Концертный зал «Витебск», большой зал 16.00 I отделение.
Финал МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ. Часть первая II отделение.
Хореографический спектакль
«ПАНОПТИКУМ» 12+
Музыка: Сергей Иванов.
Хореография: Алексей Расторгуев.
Пермский театр «БАЛЕТ ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА», Россия
Представьте, что реальность многомерна, и у вас есть возможность заглянуть в её отражение. Это мир Паноптикума. Пространство, где время зациклено. Мнимость рождает Необходимость. Сила – безвольна. Мы предлагаем пройти по чертогам Паноптикума и ответить на вопрос: «что есть Свобода»?
Стоимость билета: 12.00 – 23.00 рублей

1280x720_zvezda

Концертный зал «Витебск», большой зал 19.00 I отделение.
Финал МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ. Часть вторая II отделение.
Спектакль-трибьют
«ЗВЕЗДА 62090» 12+
Музыка: Виктор Цой.
Хореография: Сергей Райник.
Пермский театр «БАЛЕТ ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА», Россия
Спектакль-трибьют – это одновременно посвящение и послание, не просто созданное на основе музыки и стихов Виктора Цоя. Это дань особенному состоянию, которое испытывали все, кто когда–либо слышал интонационные аккорды этого музыканта. Его ментальность казалась неземной, а музыка – космической. Весь его внешний облик, акцент и интонации голоса были только подтверждением отношения к миру будущего.
Стоимость билета: 12.00 – 23.00 рублей

25 НОЯБРЯ (воскресенье)

Концертный зал «Витебск», большой зал 18.00 I отделение.
Торжественное закрытие XXXI Международного фестиваля современной хореографии в Витебске
Церемония награждения и выступление лауреатов международного конкурса II отделение.
Спектакль
«УВЕРТЮРЫ РОССИНИ» 16+
Музыка: Джоаккино Россини.
Хореография: Мауро Астолфи.
«SPELLBOUND CONTEMPORARY BALLET», Италия 
Стоимость билета: 18.00 – 30.00 рублей

Государственное учреждение «центр культуры «Витебск» оставляет за собой право вносить изменения в программу фестиваля.
Билеты в кассах Центра культуры «витебск» и на www.kvitki.by.
Заказ билетов 62-65-91. Инфолиния 67 22 92.
www.gck.by

https://gorodvitebsk.by

Экскурсию в Могилёв совершили студенты Городокского аграрно-технического колледжа

2 ноября 2018 года несмотря на плохую погоду, учащиеся группы 4эоВ (куратор Якимович О.В., староста Шедько В.) совершили интересную экскурсию по историческим местам г. Могилева. Программа экскурсии была довольно насыщенной и интересной.

 Началась экскурсия с посещения Могилевского государственного профессионального агролесотехнического колледжа, который находится  в агрогородке Буйничи под Могилевом. Рассказала о интересных и исторических фактах учебного заведения заместитель директора по учебно-воспитательной работе Тишкова Наталья Анатольевна.

Посетили и музеи колледжа: «Спадчына» и имени К.М.Симонова.

Далее путь экскурсантов лежал на Буйничское поле – мемориальный комплекс, посвящённый героической обороне Могилева летом 1941 года. Останки мужественных защитников города со всеми воинскими ритуалами и почестями торжественно перезахоронены в братские могилы, в том числе и в склеп мемориальной часовни на этом поле. С Буйничским полем тесно переплелась судьба писателя К. Симонова

Массу положительных эмоций вызвала пешеходная прогулка по главной улице Могилёва до площади Звёзд, центральной фигурой которой является изображение Звездочёта. Звездочёт сидит на высоком стуле и смотрит в телескоп.

Побывали на Советской площади, где находится мемориальный комплекс “Борцам за советскую власть” и горит вечный огонь в память о героизме и мужестве защитников отечества, с расположенной неподалеку отсюда обзорной площадке открывается великолепный вид на город и реку Днепр.

Экскурсионная программа продолжилась посещением Трофимовой криницы. Учащиеся утолили жажду  прозрачной ключевой водой  и узнали об истории этого заповедного места

Возвращаясь домой, ребята ещё долго в автобусе делились впечатлениями от увиденного за поездку в г.Могилёв.

Марачёва Е.П.

http://www.ggatk.by

Для туриста: Топ-5 рек Городокщины

54 реки протекают по территории Городокщины. Большинство из них берет начало из крупных городокских озер.

1. Ловать

Судоходная река протяженностью 530 км относится к бассейну Невы. Свое начало она берет в районе озера Завесно. Протекает по территории Витебской, Псковской и Новгородской областей, через старинный город Великие Луки. В верховьях проходит через несколько озер: Сесито, Сосно, Чернясто, Межа. В VIII — XIII веках по Ловати проходили Волжский торговый путь и путь «Из варяг в греки», соединявший скандинавские страны с Византией.

2. Оболь

Правый приток Западной Двины, река протяженностью 148 км, свое начало берет от озера Езерище. Течет по Городокскому и Шумилинскому районам, в ее бассейне расположены озера Берново, Черново, Свино. В ее течении есть Ключегорское водохранилище, созданное в 1953 г. при строительстве Ключегорской ГЭС, с площадью водосбора в 410 км2.

3. Овсянка

Правый приток Усвячи, река длиной 90 км, берет свое начало у деревни Хвошно, протекает через семь крупных озер: Негро, Тиосто, Медесно, Вышедское. На дне реки растет реликтовое растение — водяной орех, занесенный в Красную книгу Беларуси.

4. Усыса

Левый приток Оболи, река протяженностью 50 км, протекает через Городокский и Шумилинский районы. Свое начало Усыса (другое название в верхнем течении — Горожанка, на снимке) берет в озере Кошо. На Горожанке расположен Городок, деревни Казиново,  Новые Вайханы, Скрипки, Мишневичи.

5. Лужеснянка

Правый приток Западной Двины, река протяженностью 32 км, вытекает из озера Вымно. В Двину она впадает у поселка Лужесно (отсюда и название). Вдоль реки расположены деревни Хоботы, Сущёво, Сокольники, Мазолово.

Подготовила Евгения САБИЦКАЯ.

http://www.garadvest.by

Вариант с проведением экологических экскурсий для всех любителей белорусской экзотики есть в деревне Шандры Городокского района

Один из крупнейших не только в Витебской области, но и за ее пределами оленьих питомников открылся в прошлом году в деревне Шандры Стодолищенского сельсовета Городокского района. Этим занялось ООО «Алавия Городокская», а солидные зарубежные инвестиции вложили в дело россияне.


Общая численность оленьего стада порядка 300 особей. Из них 100 оленят появились на свет уже в Шандрах. Директор «Алавии Городокской» Петр Сокол на вопрос: «С чего начинался бизнес?» ответил: «С идеи!»

ПЕТР Владимирович в свое время, чтобы получить соответствующий опыт, побывал во многих странах, в том числе в Польше, Чехии, Литве, Латвии, где занимаются разведением благородного оленя: «В 2016-м закупили в Литве две партии этих животных. Настроены выращивать их для продажи в лесхозы, охотхозяйства, заповедники и заказники Беларуси и, возможно, в соседние страны».

И хоть по бизнес-плану компании реализация молодняка и взрослых особей предусмотрена в 2018 году, потенциальные покупатели проявляют интерес уже давно. Фирму приглашают поучаствовать в тендерах.

Почему именно Городокщина приглянулась зарубежному инвестору? Выбранная территория по ландшафту вполне подходит для сельскохозяйственного разведения диких животных. В просторных вольерах, по площади они занимают около 53 гектаров, оленям спокойно и привольно, почти как в естественной среде обитания.

Для их жизнеобеспечения есть все необходимое: естественный водопой, кормушки, сенохранилища под навесами, специальные поилки, в том числе недавно приобретенные французские. Они работают автономно и автоматически, не замерзая даже при минус 25. Олени будут очипованы, что упростит процедуру досмотра за ними. На территории установлены живоловушки — для контроля за перемещением стада и проведения ветеринарных мероприятий. В будущем площади питомника существенно увеличатся.

— Задумываемся о создании охотхозяйства с возможностью организовывать туры для отечественных и иностранных туристов, а для этих целей нужно не менее 100 гектаров. Плюс есть вариант с проведением экологических экскурсий для всех любителей белорусской экзотики, — делится планами Петр Сокол.

Для самого северного региона Витебщины российский капитал, вложенный в питомник в Шандрах, уже сегодня на пользу. Здесь создано семь рабочих мест и должны появиться еще две дополнительных вакансии — тракториста и агронома.

«Алавия Городокская» намерена работать не на привозных, а на собственных кормах, взяв для этого в аренду близлежащие к питомнику сельхозугодья.

Значит, специалисты, причем местные, тоже нужны. Такие, чтобы работали на совесть и с душой, как это делает начальник участка животноводства Игорь Дроздов (на снимке). Пока по весеннему бездорожью мы курсировали на гусеничном «Тингере» между вольерами, знакомясь с их обитателями, он свободно заходил внутрь, чтобы их покормить. И резвые сеголетки, и взрослые красавцы олени с роскошными коронами рогов к Игорю Ивановичу настолько привыкли, что отваживаются есть у него с рук.

Фото автора  Анна НАУМОВА

https://www.sb.by

От редакции сайта: телефоны для контакта: +375296290991; +375298100335

 

Для воспитанников детских домов семейного типа организовали экскурсию в Музей Витебского народного художественного училища

На осенних каникулах отделом по образованию Городокского райисполкома была организована экскурсия в Музей Витебского народного художественного училища для воспитанников детских домов семейного типа.

Музей был открыт в феврале 2018 года, однако за короткий промежуток времени он стал невероятно популярным у гостей и жителей города. И это не случайно. Дом, в котором находится музей, еще в 2014 году вошел в энциклопедию мирового искусства наравне с такими известными явлениями как французский «Улей» и немецкий Баухаус. Влияние революционных открытий в области живописи, графики, скульптуры, сделанных в стенах этого здания в начале 20-х годов XX века, отмечена во многих искусствоведческих изданиях. События, происходившие здесь сто лет назад, в исторической литературе обозначены как «Витебский Ренессанс».

Познакомится с этим богатым духовным наследием, постараться мысленно охватить все грани творчества художников, скульпторов, дизайнеров, создававших здесь ценности мировой культуры, а также поучаствовать в мастер-классе, любезно организованным витебскими художниками – такая честь выпала воспитанникам детских домов семейного типа г.Городка.

Экскурсия началась с «погружения» в события столетней давности с помощью созерцания фото и видео того времени, ясно отражающих картину прошлого. Затем дети спустились в самое «сердце музея» – место, где студенты училища в начале века впервые познакомились с Казимиром Малевичем, приглашенным директором музея Марком Шагалом на должность преподавателя. Далее дети совместно с экскурсоводом неспешно прошлись по комнатам, где жили и работали выдающиеся деятели искусств того времени: Марк Шагал, Казимир Малевич, Вера Ермолаева, Юрий Пэн, Лазарь Лисицкий и другие.

На мастер-классе под руководством опытных педагогов детям удалось попробовать создать своими руками эскизы супрематических роботов, бабочек, трамваев и домов.

Финальным аккордом экскурсии стал зал, в котором была представлена экспозиция работ современного витебского художника, педагога и теоретика современного искусства Александра Малея. Благодаря объектам, представленным в зале, дети смогли прикоснуться к современной живописи, когда предметом исследования художника становиться не визуальный видимый мир, а духовная реальность человека.

http://gorodok.edu.by/main.aspx?guid=33603

 

В Японии продавец билетов в парк пускал туристов бесплатно из-за стеснения.

В Японии продавец билетов впустил в парк бесплатно около 125 тысяч туристов потому, что стеснялся просить плату.

Плата за вход в национальный парк Синдзюку-геэн, расположенный в Токио, составляет 200 иен, но и эту сумму мужчина не мог просить у посетителей – иностранцев, с которыми он стеснялся разговаривать. Всего за два с половиной года его работы парк потерял около 25 миллионов иен.

Не смотря на то, что денег с иностранцев продавец не брал, он все равно выдавал им билеты – ведь для входа посетителям необходимо приложить специальный QR-код к считывающему устройству.

Скромный сотрудник, похоже, просил своего коллегу, отвечающего за обработку данных, списывать билеты для того, чтобы избежать несоответствия между зарегистрированным и фактическим доходом. Руководство узнало о ситуации только после заявления других сотрудников, заметивших странное поведение мужчины.

https://ria.ru/

Краски и образы. Путешествия во времени.

До 23 ноября в Городокском районном краеведческом музее работает персональная выставка художественных работ художника-земляка Фирскова В.А. Виктор Андреевич пишет маслом пейзажи, в которых передает красоту родного края.

Это персональная выставка Фирскова Виктора Андреевича, нашего земляка, уроженца г. Городка. В выставочном зале представлены 28 прекрасных полотен, выполненных в разных жанрах, в технике масляной живописи.

Виктор Андреевич родился 11 ноября 1947 года в г. Городке. Первоначальное художественное образование получил у своего отца – художника комбината бытового обслуживания. После службы в армии год учился на худграфе Витебского пединститута, потом – в Белорусском государственном театрально­художественном институте, который не закончил.

В 1970 – 1972 гг. работал в Минском театре оперы и балета старшим художником сцены. Подготовил декорации к спектаклям «Золотой петушок», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Аида».

В 1972 – 1976 гг. – ассистент художника-постановщика, декоратор на киностудии «Беларусьфильм». Принимал участие в работе над фильмами «Улица без конца», «Сын председателя», «Большой трамплин», «Кортик», «Аннушка», «Выстрел».

В 1976 г. Фирсков В.А. вернулся в г. Городок, где работал художником-оформителем в Городокском райпо.

Основательно заниматься живописью начал в зрелом возрасте, в 1990 году. Основная тема его работ – природа родного края. Походы по лесам во время охоты, исследование берегов рек и озёр на рыбалке, впечатления от поездок в Украину, Прибалтику, Крым положены в основу многих его картин.

Фирсков В.А. – человек, безусловно, одарённый, ибо его увлекает не только живопись, но и поэзия. Им написано значительное количество стихотворений, посвященных родной природе.

В выставочной деятельности, как живописец – пейзажист, участвует с 1982 года.

Картины художника были представлены на персональной выставке в г. Щецине (Польша), в Витебске, Минске. Также его работы выставлялись в Городокском краеведческом музее в 1995, 1997, 1999, 2001годах.

http://haradok.museum.by/

Мы все должны друг другу помогать…

Ахмадулаев, Анашев, Асанов, Вечирко, Валимухаметов, Гатбажанов, Игамбердиев, Маладзе, Мерзоев, Оноприенко, Коган, Колесников, Юзенас, Салимтаев… Погибли 75 лет назад в ходе Городокской наступательной операции в декабре 1943 года. Их имена начертаны на мемориальных надгробных плитах воинского захоронения в небольшой, затерявшейся среди лесов и полей деревне Новые Вайханы Городокского района. И это лишь малая толика того скорбного списка.

 

Теперь в нем значится и Бадалян Ерджаник Петросович. Именно это имя так взволнованно искал ереванец Юрий Гарибян в списках погибших, посетив недавно Городок на Витебщине. Ерджаник Бадалян — младший брат матери Юрия, молоденький парнишка, всего–то 18 лет, минометчик. Тоже погиб. 23 декабря 1943 года в деревне Смоляки (теперь — Смольки). Армянский юноша — на белорусской земле, сражаясь с общим врагом.

Ерджаник часто слал весточки родителям. Но однажды вместо дорогих строк от сына им принесли похоронку — в селе такие сообщения называли «черная бумага». Много лет семья не знала точного места захоронения своего Ерджаника — из–за искажения в написании фамилии в соответствующих воинских документах и, как следствие, на мемориальной плите. Но все годы искала его. Безрезультатно. Пока им не взялась помочь общественная организация Фонд развития и поддержки арменоведческих исследований «АНИВ» во главе с Арменом Хечояном. «Представляете, с известием, что наконец найдено место захоронения дяди, мне позвонили в мой день рождения! — Юрию Гарибяну до сих пор сложно совладать с эмоциями. — Трудно было поверить. А когда поверил, сразу собрался в Беларусь. Я ведь обещал своей матери. Это мой долг перед семьей. И вот я в Городке».

Армен Хечоян живет в Минске, но его вполне можно назвать человеком мира. И потому что исколесил уже если не весь мир, то его значительную часть — точно. И, главное, потому что деятельность фонда ориентирована на налаживание дружеских контактов, добрых отношений между странами, народами — между людьми. Неудивительно, что одно из основных направлений деятельности организации — сохранение памяти о павших воинах Великой Отечественной войны. Причем не только соотечественников–армян. Если удается помочь и другим — помогут с дорогой душой. Любой поиск — занятие трудоемкое и времяемкое. Однако известный картограф, автор десятков художественно–картографических произведений, тоже минчанин, кандидат технических наук Рубен Атоян идет на то, чтобы отложить профессиональную работу — востребованную во многих странах! — и погрузиться в архивные документы: необходимо перебирать тысячи и тысячи имен, чтобы отыскать таких, как Ерджаник Бадалян. Потому что есть долг профессиональный, а есть моральный, духовный. В поисках могилы юного Ерджаника фонду «АНИВ» оказали содействие Белорусское общественное объединение ветеранов и Государственный музей военной истории Беларуси.

Кстати, во время Великой Отечественной в Беларуси воевал и брат Ерджаника — Ишхан Бадалян. С ним произошла здесь удивительная история.

Однажды, когда неожиданно начались массированный обстрел и бомбежка позиций красноармейцев противником, солдаты, около двухсот человек, укрылись в огромной воронке. Так уж вышло, что Ишхану места в ней не осталось и он спрятался от разрывов чуть поодаль. Бомба попала прямо в ту воронку. Ишхан Бадалян тоже получил множественные осколочные ранения, от контузии ослеп и оглох. Но остался жив! Обессиленного его нашла в лесу белорусская женщина, забрала к себе в дом, вылечила, выходила, полгода прятала от нацистов. Спасла. Когда пришла Красная Армия, Ишхан Бадалян снова встал в строй и продолжил воевать. После победы вернулся домой в Армению и смог разыскать свою спасительницу.

В Городке много лет местными историками и краеведами ведется поиск имен солдат из братских могил Великой Отечественной войны, разметавшихся по территории района, словно подстреленные на лету птицы. Таких захоронений сегодня зарегистрировано 89! Прирастает список в районной базе данных «Книга памяти погибших при защите Отечества на территории Городокского района». Пополняются списки и на могильных плитах мемориалов. Тем не менее еще тысячи погибших на Городокщине воинов остаются неизвестными.

В Новые Вайханы с армянскими гостями приехали председатель районного Совета депутатов Светлана Зуева, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Светлана Мозжарова, энтузиаст по увековечению памяти погибших за освобождение Городокщины Юрий Дударев. Юрий Гарибян возложил венок на воинском мемориале. На могильной плите затеплил лампадку с ладаном, рядом рассыпал землю с могилы матери Ерджаника. Позже все вместе возложили цветы к бюсту–памятнику маршалу И.Баграмяну, установленному на одной из центральных улиц Городка в декабре 2017 года фондом «АНИВ» совместно с Городокским райисполкомом и при участии армянской общины Беларуси. Авторы монумента — скульптор С.Арутюнян и архитектор А.Сардаров.

Городок гитлеровцы оккупировали 10 июля 1941 года. Освобожден он 24 декабря 1943–го наступающими в витебско–полоцком направлении войсками 1–го Прибалтийского фронта, которым командовал генерал армии Баграмян, также этнический армянин. Городок прикрывал подступы к Витебску, поэтому противник оказывал жестокое сопротивление частям Красной Армии. Тогда в боях погибли около 29 тысяч советских солдат. Среди них — Ерджаник Бадалян. Войскам, участвовавшим в Городокской операции, всем героям, живым и погибшим, в Москве салютовали 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий.

В декабре нынешнего года Городок отмечает 75–летие освобождения района от гитлеровских захватчиков. И прежде всего этот день празднования станет днем огромной благодарной светлой памяти тем, кто вернул мир на белорусскую землю, — солдатам Великой Победы. Таким как маршал Герой Советского Союза Иван Баграмян, таким как юный герой Ерджаник Бадалян. С началом учебного года на базе СШ № 1 Городка открылась «Школа мира». Уроки мира в учебных классах — важный воспитательный элемент. Но еще убедительнее уроки мира, которые преподает сама наша повседневная жизнь. Приезд гостей из Армении в белорусский Городок — один из них. Причем речь идет об уроке для всех — независимо от названия страны и национальности.

…Когда собравшаяся небольшая белорусско–армянская делегация приехала в деревню Смольки, туда, где оборвалась жизнь Ерджаника Бадаляна, городокский подвижник истории Юрий Васильевич Дударев сказал: «Есть границы, нет, мы все должны друг другу помогать». Нельзя не согласиться.

Фото: Александр КУШНЕР

https://www.sb.by/

 

Святыя руіны. 8 самых маляўнічых паўразбураных храмаў Беларусі.

На думку даследчыкаў, у ХХ стагоддзі Беларусь страціла каля 75 адсоткаў сваёй гісторыка-архітэктурнай спадчыны. Але самае прыкрае, што гэтае разбурэнне працягваецца дасюль. Таму сёння ў наш аб’ектыў патрапілі хрысціянскія святыні, пра якія можна сказаць, што невядома, ці захаваюцца яны для нашых нашчадкаў…

Смаляны (Аршанскi раён)

Узведзены ў канцы ХVII (па іншых звестках – у ХVIIІ-м) ст. па фундацыi князя Сангушкi касцёл Найсвяцейшай Дзевы Марыi першапачаткова служыў ордэну дамініканцаў. Крывалінейныя абрысы фасадных сцен і вежаў паказваюць на прыналежнасць гэтага велічнага гмаху да архітэктурнай школы віленскага барока – даволі традыцыйнай для касцёлаў таго часу. З 1930-х і да 1989 года будынак належыў машынна-трактарнай станцыі, выкарыстоўваўся ў гаспадарчых мэтах, што ў выніку і прывяло яго ў аварыйны стан.

Княжыцы (Магілёўскi раён)

Яшчэ адзін былы дамініканскі сабор – збудаваны ў сярэдзіне XVIII стагоддзя на сродкі шляхцічаў Крукоўскіх – быў асвячоны ў гонар Святога Антонія. Каталіцкі кляштар расійскія ўлады зачынілі ў 1832-м, а касцёл праз некаторы час рэканструявалі ў праваслаўную царкву. Гэты храм дзейнічаў да 1965 года, а потым быў закінуты і стаў разбурацца.

Сялiшча (Ушацкі раён)

Касцёл Святой Веранікі вырас ў 1720-х пры бернардынскім кляштары. Сёння ад пабудоў таго комплексу засталіся толькі руіны, але сам храм, які некалі меў 5 алтароў і барочны орган, нават у сучасным стане ўражвае сваёй вышынёй і маштабнасцю. У сярэдзіне XIX стагоддзя ён падвергнуўся перабудове, але не перажыў Другой сусветнай вайны. Тады будынак быў моцна пашкоджаны і з тых часоў не аднаўляўся.

Дуброва (Маладзечанскi раён)

Запраектаваны у сярэдзіне 1790-х як касцёл Ушэсця Дзевы Марыі (аўтарам хутчэй за ўсё быў знакаміты архітэктар Карл Спампані).

Праз некалькі гадоў пасля паўстання Каліноўскага храм быў асвечаны ў праваслаўную царкву. Святыня перажыла дзве сусветныя вайны і антырэлігійныя чысткі, але была разбурана праз нядбайнае стаўленне. У 1980-х у храме здарыўся пажар, а страціўшы дах, будынак стаў хутка разбурацца і зарастаць знутры дрэвамі.

Расна (Дрыбiнскi раён)

Будаўніцтва мураванага касцёла Святога Казіміра доўжылася з 1812 па 1818 гг. Гэты напаўразбураны храм з’яўляецца помнікам архітэктуры класіцызму і нечым нагадвае рымскія разваліны.

Вядома, што яшчэ ў 1910 годзе касцёл знаходзіўся ў добрым стане, быў дзейсным і не патрабаваў рамонту. Па чутках, з яго пачынаўся падземных ход, у якім падчас Вялікай Айчыннай нібыта захоўваліся боепрыпасы. І калі яны ўзарваліся, сам тунэль заваліла, а ад храма засталіся адны рэшткі.

Ануфрыева (Мсціслаўскі раён)

Адносна даты будаўніцтва былой уніяцкай царквы Святога Ануфрыя меркаванні спецыялістаў разыходзяцца. Хутчэй за ўсё, яно завяршылася ў 1825 годзе. Архітэктурнае аблічча храма дэманструе пераход ад барока да класіцызму, а вось ад некалі багатага інтэр’еру, на жаль, нічога не засталося. Але сцены і асабліва званіца дагэтуль уражваюць сваімі памерамі!

Беразавец (Карэлiцкi раён)

Гісторыя Траецкай царквы атрымалася зусім нядоўгай. Каменны храм быў пабудаваны ў самым пачатку XX стагоддзя, а падчас Першай сусветнай вайны быў моцна разбураны і больш не аднаўляўся, а, наадварот, руйнаваўся Але і па захаваных руінах можна ўявіць былую веліч храма.

Канiчы (Касцюковiцкi раён)

Нават назва гэтага храма, узведзенага ў 1910 годзе, адышла ў нябыт. Яго купал быў прабіты снарадам падчас Вялікай Айчыннай, але магутныя метровыя сцены вытрымалі ўдар.

Тое, што не зрабіла вайна, ледзь не выканаў савецкі трактар: былы касцёл спрабавалі разабраць на цэглу. Аднак нейкім цудам рашэнне аб разборцы гэтага помнiка архiтэктуры з рысамi неабарока ў апошні момант было адменена.

Автор: Ціна Турава
Фото: Сяргей Плыткевіч і Алег Малевіч

https://planetabelarus.by/