В июне месяце перед Днем Республики около Городокского райисполкома возле мемориального знака в память 12 военных соединений 1-го Прибалтийского фронта, которым присвоено наименование «Городокских», установлен очередной объект — БМД-1.
Этот мемориальный знак установлен по инициативе Городокской организации ветеранов войны в Афганистане в память о первых воинах интернационалистах, которые десантировались в Афганистан и использовали БМД-1.
Следует отметить, что эксплуатация боевых машин десанта БМД-1 в подразделениях ВДВ, а также опыт их боевого применения в горных районах Афганистана выявили ряд серьезных недостатков: ограниченный угол наведения пушки в вертикальной плоскости, малую дальность эффективной стрельбы, низкую точность стрельбы (особенно на ходу), слабое бронирование, неудовлетворительную подвижность, в связи с чем в Афганистане БМД-1 были постепенно заменены на БМП-1 и, в дальнейшем, на БМП-2.
БМД-1 имеет следующие конструктивные особенности: герметичный корпус небольшой массы с противопульным бронированием листами из специальных легких алюминиевых сплавов, обеспечивающий необходимую бронестойкость, плавучесть и остойчивость, требуемую компоновку отделения управления, боевого отделения и кормового моторно-трансмиссионного отделения; гусеничную ходовую часть с гидропневматическими упругими элементами и системой регулирования дорожного просвета; водометные водоходные движители, обеспечивающие создание сил тяги и поворачивающих моментов при движении по воде; эжекционную систему водоотлива для удаления забортной воды из корпуса и ряд других дополнительных и специальных систем, обеспечивающих боевую работу членов экипажа и десанта в различных условиях.
Масса БМД-1 в боевом снаряжении, равна 7,2 т, а в положении для десантирования – 6,7 т. Сварной корпус из алюминиевого сплава позволил при той же жесткости и прочности конструкции, что и у стальной, несколько снизить общую массу. Коническая сварная башня с установленным в ней комплексом вооружения заимствована у БМП-1. Необычным является размещение экипажа. Механик-водитель сидит в передней части корпуса по центру. Слева от него находится место командира, а справа – стрелок-пулеметчик, у каждого из них имеется свой люк в крыше. Наводчик-оператор располагается в одноместной башне, а остальные трое десантников – позади боевого отделения у кормовой перегородки МТО. В задней части оборудован специальный большой люк для выхода наружу по крыше МТО.
Больше информации про БМД-1 здесь: https://ru.wikipedia.org
Л. Антонов, фото автора.