Архив за месяц: November 2018

Для туриста: Топ-5 рек Городокщины

54 реки протекают по территории Городокщины. Большинство из них берет начало из крупных городокских озер.

1. Ловать

Судоходная река протяженностью 530 км относится к бассейну Невы. Свое начало она берет в районе озера Завесно. Протекает по территории Витебской, Псковской и Новгородской областей, через старинный город Великие Луки. В верховьях проходит через несколько озер: Сесито, Сосно, Чернясто, Межа. В VIII — XIII веках по Ловати проходили Волжский торговый путь и путь «Из варяг в греки», соединявший скандинавские страны с Византией.

2. Оболь

Правый приток Западной Двины, река протяженностью 148 км, свое начало берет от озера Езерище. Течет по Городокскому и Шумилинскому районам, в ее бассейне расположены озера Берново, Черново, Свино. В ее течении есть Ключегорское водохранилище, созданное в 1953 г. при строительстве Ключегорской ГЭС, с площадью водосбора в 410 км2.

3. Овсянка

Правый приток Усвячи, река длиной 90 км, берет свое начало у деревни Хвошно, протекает через семь крупных озер: Негро, Тиосто, Медесно, Вышедское. На дне реки растет реликтовое растение — водяной орех, занесенный в Красную книгу Беларуси.

4. Усыса

Левый приток Оболи, река протяженностью 50 км, протекает через Городокский и Шумилинский районы. Свое начало Усыса (другое название в верхнем течении — Горожанка, на снимке) берет в озере Кошо. На Горожанке расположен Городок, деревни Казиново,  Новые Вайханы, Скрипки, Мишневичи.

5. Лужеснянка

Правый приток Западной Двины, река протяженностью 32 км, вытекает из озера Вымно. В Двину она впадает у поселка Лужесно (отсюда и название). Вдоль реки расположены деревни Хоботы, Сущёво, Сокольники, Мазолово.

Подготовила Евгения САБИЦКАЯ.

http://www.garadvest.by

Вариант с проведением экологических экскурсий для всех любителей белорусской экзотики есть в деревне Шандры Городокского района

Один из крупнейших не только в Витебской области, но и за ее пределами оленьих питомников открылся в прошлом году в деревне Шандры Стодолищенского сельсовета Городокского района. Этим занялось ООО «Алавия Городокская», а солидные зарубежные инвестиции вложили в дело россияне.


Общая численность оленьего стада порядка 300 особей. Из них 100 оленят появились на свет уже в Шандрах. Директор «Алавии Городокской» Петр Сокол на вопрос: «С чего начинался бизнес?» ответил: «С идеи!»

ПЕТР Владимирович в свое время, чтобы получить соответствующий опыт, побывал во многих странах, в том числе в Польше, Чехии, Литве, Латвии, где занимаются разведением благородного оленя: «В 2016-м закупили в Литве две партии этих животных. Настроены выращивать их для продажи в лесхозы, охотхозяйства, заповедники и заказники Беларуси и, возможно, в соседние страны».

И хоть по бизнес-плану компании реализация молодняка и взрослых особей предусмотрена в 2018 году, потенциальные покупатели проявляют интерес уже давно. Фирму приглашают поучаствовать в тендерах.

Почему именно Городокщина приглянулась зарубежному инвестору? Выбранная территория по ландшафту вполне подходит для сельскохозяйственного разведения диких животных. В просторных вольерах, по площади они занимают около 53 гектаров, оленям спокойно и привольно, почти как в естественной среде обитания.

Для их жизнеобеспечения есть все необходимое: естественный водопой, кормушки, сенохранилища под навесами, специальные поилки, в том числе недавно приобретенные французские. Они работают автономно и автоматически, не замерзая даже при минус 25. Олени будут очипованы, что упростит процедуру досмотра за ними. На территории установлены живоловушки — для контроля за перемещением стада и проведения ветеринарных мероприятий. В будущем площади питомника существенно увеличатся.

— Задумываемся о создании охотхозяйства с возможностью организовывать туры для отечественных и иностранных туристов, а для этих целей нужно не менее 100 гектаров. Плюс есть вариант с проведением экологических экскурсий для всех любителей белорусской экзотики, — делится планами Петр Сокол.

Для самого северного региона Витебщины российский капитал, вложенный в питомник в Шандрах, уже сегодня на пользу. Здесь создано семь рабочих мест и должны появиться еще две дополнительных вакансии — тракториста и агронома.

«Алавия Городокская» намерена работать не на привозных, а на собственных кормах, взяв для этого в аренду близлежащие к питомнику сельхозугодья.

Значит, специалисты, причем местные, тоже нужны. Такие, чтобы работали на совесть и с душой, как это делает начальник участка животноводства Игорь Дроздов (на снимке). Пока по весеннему бездорожью мы курсировали на гусеничном «Тингере» между вольерами, знакомясь с их обитателями, он свободно заходил внутрь, чтобы их покормить. И резвые сеголетки, и взрослые красавцы олени с роскошными коронами рогов к Игорю Ивановичу настолько привыкли, что отваживаются есть у него с рук.

Фото автора  Анна НАУМОВА

https://www.sb.by

От редакции сайта: телефоны для контакта: +375296290991; +375298100335

 

Для воспитанников детских домов семейного типа организовали экскурсию в Музей Витебского народного художественного училища

На осенних каникулах отделом по образованию Городокского райисполкома была организована экскурсия в Музей Витебского народного художественного училища для воспитанников детских домов семейного типа.

Музей был открыт в феврале 2018 года, однако за короткий промежуток времени он стал невероятно популярным у гостей и жителей города. И это не случайно. Дом, в котором находится музей, еще в 2014 году вошел в энциклопедию мирового искусства наравне с такими известными явлениями как французский «Улей» и немецкий Баухаус. Влияние революционных открытий в области живописи, графики, скульптуры, сделанных в стенах этого здания в начале 20-х годов XX века, отмечена во многих искусствоведческих изданиях. События, происходившие здесь сто лет назад, в исторической литературе обозначены как «Витебский Ренессанс».

Познакомится с этим богатым духовным наследием, постараться мысленно охватить все грани творчества художников, скульпторов, дизайнеров, создававших здесь ценности мировой культуры, а также поучаствовать в мастер-классе, любезно организованным витебскими художниками – такая честь выпала воспитанникам детских домов семейного типа г.Городка.

Экскурсия началась с «погружения» в события столетней давности с помощью созерцания фото и видео того времени, ясно отражающих картину прошлого. Затем дети спустились в самое «сердце музея» – место, где студенты училища в начале века впервые познакомились с Казимиром Малевичем, приглашенным директором музея Марком Шагалом на должность преподавателя. Далее дети совместно с экскурсоводом неспешно прошлись по комнатам, где жили и работали выдающиеся деятели искусств того времени: Марк Шагал, Казимир Малевич, Вера Ермолаева, Юрий Пэн, Лазарь Лисицкий и другие.

На мастер-классе под руководством опытных педагогов детям удалось попробовать создать своими руками эскизы супрематических роботов, бабочек, трамваев и домов.

Финальным аккордом экскурсии стал зал, в котором была представлена экспозиция работ современного витебского художника, педагога и теоретика современного искусства Александра Малея. Благодаря объектам, представленным в зале, дети смогли прикоснуться к современной живописи, когда предметом исследования художника становиться не визуальный видимый мир, а духовная реальность человека.

http://gorodok.edu.by/main.aspx?guid=33603

 

В Японии продавец билетов в парк пускал туристов бесплатно из-за стеснения.

В Японии продавец билетов впустил в парк бесплатно около 125 тысяч туристов потому, что стеснялся просить плату.

Плата за вход в национальный парк Синдзюку-геэн, расположенный в Токио, составляет 200 иен, но и эту сумму мужчина не мог просить у посетителей – иностранцев, с которыми он стеснялся разговаривать. Всего за два с половиной года его работы парк потерял около 25 миллионов иен.

Не смотря на то, что денег с иностранцев продавец не брал, он все равно выдавал им билеты – ведь для входа посетителям необходимо приложить специальный QR-код к считывающему устройству.

Скромный сотрудник, похоже, просил своего коллегу, отвечающего за обработку данных, списывать билеты для того, чтобы избежать несоответствия между зарегистрированным и фактическим доходом. Руководство узнало о ситуации только после заявления других сотрудников, заметивших странное поведение мужчины.

https://ria.ru/

Краски и образы. Путешествия во времени.

До 23 ноября в Городокском районном краеведческом музее работает персональная выставка художественных работ художника-земляка Фирскова В.А. Виктор Андреевич пишет маслом пейзажи, в которых передает красоту родного края.

Это персональная выставка Фирскова Виктора Андреевича, нашего земляка, уроженца г. Городка. В выставочном зале представлены 28 прекрасных полотен, выполненных в разных жанрах, в технике масляной живописи.

Виктор Андреевич родился 11 ноября 1947 года в г. Городке. Первоначальное художественное образование получил у своего отца – художника комбината бытового обслуживания. После службы в армии год учился на худграфе Витебского пединститута, потом – в Белорусском государственном театрально­художественном институте, который не закончил.

В 1970 – 1972 гг. работал в Минском театре оперы и балета старшим художником сцены. Подготовил декорации к спектаклям «Золотой петушок», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Аида».

В 1972 – 1976 гг. – ассистент художника-постановщика, декоратор на киностудии «Беларусьфильм». Принимал участие в работе над фильмами «Улица без конца», «Сын председателя», «Большой трамплин», «Кортик», «Аннушка», «Выстрел».

В 1976 г. Фирсков В.А. вернулся в г. Городок, где работал художником-оформителем в Городокском райпо.

Основательно заниматься живописью начал в зрелом возрасте, в 1990 году. Основная тема его работ – природа родного края. Походы по лесам во время охоты, исследование берегов рек и озёр на рыбалке, впечатления от поездок в Украину, Прибалтику, Крым положены в основу многих его картин.

Фирсков В.А. – человек, безусловно, одарённый, ибо его увлекает не только живопись, но и поэзия. Им написано значительное количество стихотворений, посвященных родной природе.

В выставочной деятельности, как живописец – пейзажист, участвует с 1982 года.

Картины художника были представлены на персональной выставке в г. Щецине (Польша), в Витебске, Минске. Также его работы выставлялись в Городокском краеведческом музее в 1995, 1997, 1999, 2001годах.

http://haradok.museum.by/

Мы все должны друг другу помогать…

Ахмадулаев, Анашев, Асанов, Вечирко, Валимухаметов, Гатбажанов, Игамбердиев, Маладзе, Мерзоев, Оноприенко, Коган, Колесников, Юзенас, Салимтаев… Погибли 75 лет назад в ходе Городокской наступательной операции в декабре 1943 года. Их имена начертаны на мемориальных надгробных плитах воинского захоронения в небольшой, затерявшейся среди лесов и полей деревне Новые Вайханы Городокского района. И это лишь малая толика того скорбного списка.

 

Теперь в нем значится и Бадалян Ерджаник Петросович. Именно это имя так взволнованно искал ереванец Юрий Гарибян в списках погибших, посетив недавно Городок на Витебщине. Ерджаник Бадалян — младший брат матери Юрия, молоденький парнишка, всего–то 18 лет, минометчик. Тоже погиб. 23 декабря 1943 года в деревне Смоляки (теперь — Смольки). Армянский юноша — на белорусской земле, сражаясь с общим врагом.

Ерджаник часто слал весточки родителям. Но однажды вместо дорогих строк от сына им принесли похоронку — в селе такие сообщения называли «черная бумага». Много лет семья не знала точного места захоронения своего Ерджаника — из–за искажения в написании фамилии в соответствующих воинских документах и, как следствие, на мемориальной плите. Но все годы искала его. Безрезультатно. Пока им не взялась помочь общественная организация Фонд развития и поддержки арменоведческих исследований «АНИВ» во главе с Арменом Хечояном. «Представляете, с известием, что наконец найдено место захоронения дяди, мне позвонили в мой день рождения! — Юрию Гарибяну до сих пор сложно совладать с эмоциями. — Трудно было поверить. А когда поверил, сразу собрался в Беларусь. Я ведь обещал своей матери. Это мой долг перед семьей. И вот я в Городке».

Армен Хечоян живет в Минске, но его вполне можно назвать человеком мира. И потому что исколесил уже если не весь мир, то его значительную часть — точно. И, главное, потому что деятельность фонда ориентирована на налаживание дружеских контактов, добрых отношений между странами, народами — между людьми. Неудивительно, что одно из основных направлений деятельности организации — сохранение памяти о павших воинах Великой Отечественной войны. Причем не только соотечественников–армян. Если удается помочь и другим — помогут с дорогой душой. Любой поиск — занятие трудоемкое и времяемкое. Однако известный картограф, автор десятков художественно–картографических произведений, тоже минчанин, кандидат технических наук Рубен Атоян идет на то, чтобы отложить профессиональную работу — востребованную во многих странах! — и погрузиться в архивные документы: необходимо перебирать тысячи и тысячи имен, чтобы отыскать таких, как Ерджаник Бадалян. Потому что есть долг профессиональный, а есть моральный, духовный. В поисках могилы юного Ерджаника фонду «АНИВ» оказали содействие Белорусское общественное объединение ветеранов и Государственный музей военной истории Беларуси.

Кстати, во время Великой Отечественной в Беларуси воевал и брат Ерджаника — Ишхан Бадалян. С ним произошла здесь удивительная история.

Однажды, когда неожиданно начались массированный обстрел и бомбежка позиций красноармейцев противником, солдаты, около двухсот человек, укрылись в огромной воронке. Так уж вышло, что Ишхану места в ней не осталось и он спрятался от разрывов чуть поодаль. Бомба попала прямо в ту воронку. Ишхан Бадалян тоже получил множественные осколочные ранения, от контузии ослеп и оглох. Но остался жив! Обессиленного его нашла в лесу белорусская женщина, забрала к себе в дом, вылечила, выходила, полгода прятала от нацистов. Спасла. Когда пришла Красная Армия, Ишхан Бадалян снова встал в строй и продолжил воевать. После победы вернулся домой в Армению и смог разыскать свою спасительницу.

В Городке много лет местными историками и краеведами ведется поиск имен солдат из братских могил Великой Отечественной войны, разметавшихся по территории района, словно подстреленные на лету птицы. Таких захоронений сегодня зарегистрировано 89! Прирастает список в районной базе данных «Книга памяти погибших при защите Отечества на территории Городокского района». Пополняются списки и на могильных плитах мемориалов. Тем не менее еще тысячи погибших на Городокщине воинов остаются неизвестными.

В Новые Вайханы с армянскими гостями приехали председатель районного Совета депутатов Светлана Зуева, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Светлана Мозжарова, энтузиаст по увековечению памяти погибших за освобождение Городокщины Юрий Дударев. Юрий Гарибян возложил венок на воинском мемориале. На могильной плите затеплил лампадку с ладаном, рядом рассыпал землю с могилы матери Ерджаника. Позже все вместе возложили цветы к бюсту–памятнику маршалу И.Баграмяну, установленному на одной из центральных улиц Городка в декабре 2017 года фондом «АНИВ» совместно с Городокским райисполкомом и при участии армянской общины Беларуси. Авторы монумента — скульптор С.Арутюнян и архитектор А.Сардаров.

Городок гитлеровцы оккупировали 10 июля 1941 года. Освобожден он 24 декабря 1943–го наступающими в витебско–полоцком направлении войсками 1–го Прибалтийского фронта, которым командовал генерал армии Баграмян, также этнический армянин. Городок прикрывал подступы к Витебску, поэтому противник оказывал жестокое сопротивление частям Красной Армии. Тогда в боях погибли около 29 тысяч советских солдат. Среди них — Ерджаник Бадалян. Войскам, участвовавшим в Городокской операции, всем героям, живым и погибшим, в Москве салютовали 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий.

В декабре нынешнего года Городок отмечает 75–летие освобождения района от гитлеровских захватчиков. И прежде всего этот день празднования станет днем огромной благодарной светлой памяти тем, кто вернул мир на белорусскую землю, — солдатам Великой Победы. Таким как маршал Герой Советского Союза Иван Баграмян, таким как юный герой Ерджаник Бадалян. С началом учебного года на базе СШ № 1 Городка открылась «Школа мира». Уроки мира в учебных классах — важный воспитательный элемент. Но еще убедительнее уроки мира, которые преподает сама наша повседневная жизнь. Приезд гостей из Армении в белорусский Городок — один из них. Причем речь идет об уроке для всех — независимо от названия страны и национальности.

…Когда собравшаяся небольшая белорусско–армянская делегация приехала в деревню Смольки, туда, где оборвалась жизнь Ерджаника Бадаляна, городокский подвижник истории Юрий Васильевич Дударев сказал: «Есть границы, нет, мы все должны друг другу помогать». Нельзя не согласиться.

Фото: Александр КУШНЕР

https://www.sb.by/

 

Святыя руіны. 8 самых маляўнічых паўразбураных храмаў Беларусі.

На думку даследчыкаў, у ХХ стагоддзі Беларусь страціла каля 75 адсоткаў сваёй гісторыка-архітэктурнай спадчыны. Але самае прыкрае, што гэтае разбурэнне працягваецца дасюль. Таму сёння ў наш аб’ектыў патрапілі хрысціянскія святыні, пра якія можна сказаць, што невядома, ці захаваюцца яны для нашых нашчадкаў…

Смаляны (Аршанскi раён)

Узведзены ў канцы ХVII (па іншых звестках – у ХVIIІ-м) ст. па фундацыi князя Сангушкi касцёл Найсвяцейшай Дзевы Марыi першапачаткова служыў ордэну дамініканцаў. Крывалінейныя абрысы фасадных сцен і вежаў паказваюць на прыналежнасць гэтага велічнага гмаху да архітэктурнай школы віленскага барока – даволі традыцыйнай для касцёлаў таго часу. З 1930-х і да 1989 года будынак належыў машынна-трактарнай станцыі, выкарыстоўваўся ў гаспадарчых мэтах, што ў выніку і прывяло яго ў аварыйны стан.

Княжыцы (Магілёўскi раён)

Яшчэ адзін былы дамініканскі сабор – збудаваны ў сярэдзіне XVIII стагоддзя на сродкі шляхцічаў Крукоўскіх – быў асвячоны ў гонар Святога Антонія. Каталіцкі кляштар расійскія ўлады зачынілі ў 1832-м, а касцёл праз некаторы час рэканструявалі ў праваслаўную царкву. Гэты храм дзейнічаў да 1965 года, а потым быў закінуты і стаў разбурацца.

Сялiшча (Ушацкі раён)

Касцёл Святой Веранікі вырас ў 1720-х пры бернардынскім кляштары. Сёння ад пабудоў таго комплексу засталіся толькі руіны, але сам храм, які некалі меў 5 алтароў і барочны орган, нават у сучасным стане ўражвае сваёй вышынёй і маштабнасцю. У сярэдзіне XIX стагоддзя ён падвергнуўся перабудове, але не перажыў Другой сусветнай вайны. Тады будынак быў моцна пашкоджаны і з тых часоў не аднаўляўся.

Дуброва (Маладзечанскi раён)

Запраектаваны у сярэдзіне 1790-х як касцёл Ушэсця Дзевы Марыі (аўтарам хутчэй за ўсё быў знакаміты архітэктар Карл Спампані).

Праз некалькі гадоў пасля паўстання Каліноўскага храм быў асвечаны ў праваслаўную царкву. Святыня перажыла дзве сусветныя вайны і антырэлігійныя чысткі, але была разбурана праз нядбайнае стаўленне. У 1980-х у храме здарыўся пажар, а страціўшы дах, будынак стаў хутка разбурацца і зарастаць знутры дрэвамі.

Расна (Дрыбiнскi раён)

Будаўніцтва мураванага касцёла Святога Казіміра доўжылася з 1812 па 1818 гг. Гэты напаўразбураны храм з’яўляецца помнікам архітэктуры класіцызму і нечым нагадвае рымскія разваліны.

Вядома, што яшчэ ў 1910 годзе касцёл знаходзіўся ў добрым стане, быў дзейсным і не патрабаваў рамонту. Па чутках, з яго пачынаўся падземных ход, у якім падчас Вялікай Айчыннай нібыта захоўваліся боепрыпасы. І калі яны ўзарваліся, сам тунэль заваліла, а ад храма засталіся адны рэшткі.

Ануфрыева (Мсціслаўскі раён)

Адносна даты будаўніцтва былой уніяцкай царквы Святога Ануфрыя меркаванні спецыялістаў разыходзяцца. Хутчэй за ўсё, яно завяршылася ў 1825 годзе. Архітэктурнае аблічча храма дэманструе пераход ад барока да класіцызму, а вось ад некалі багатага інтэр’еру, на жаль, нічога не засталося. Але сцены і асабліва званіца дагэтуль уражваюць сваімі памерамі!

Беразавец (Карэлiцкi раён)

Гісторыя Траецкай царквы атрымалася зусім нядоўгай. Каменны храм быў пабудаваны ў самым пачатку XX стагоддзя, а падчас Першай сусветнай вайны быў моцна разбураны і больш не аднаўляўся, а, наадварот, руйнаваўся Але і па захаваных руінах можна ўявіць былую веліч храма.

Канiчы (Касцюковiцкi раён)

Нават назва гэтага храма, узведзенага ў 1910 годзе, адышла ў нябыт. Яго купал быў прабіты снарадам падчас Вялікай Айчыннай, але магутныя метровыя сцены вытрымалі ўдар.

Тое, што не зрабіла вайна, ледзь не выканаў савецкі трактар: былы касцёл спрабавалі разабраць на цэглу. Аднак нейкім цудам рашэнне аб разборцы гэтага помнiка архiтэктуры з рысамi неабарока ў апошні момант было адменена.

Автор: Ціна Турава
Фото: Сяргей Плыткевіч і Алег Малевіч

https://planetabelarus.by/