Архив за месяц: April 2020

Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии доставил в Москву летчик-белорус Алексей Семенков, родом из Городокского района

Было раннее утро 8 мая 1945 года, солнце только-только начало подниматься из-за горизонта. На Центральном аэродроме, располагавшемся тогда на месте нынешнего Московского аэровокзала, возле израненного осколками и отлетавшего в огненном небе войны не одну тысячу километров самолета Ли-2 стоял экипаж во главе со своим боевым командиром Алексеем Семенковым. Все они с нетерпением ждали прибытия на аэродром высокого командования.    Еще накануне их вызвали в штаб и сказали:

— Завтра у вас ответственный полет. Конечный пункт посадки — Берлин. Готовьтесь тщательно!

И вот со стороны служебных зданий показалась группа легковых автомобилей. Из черного лимузина, ехавшего впереди и резко затормозившего у самолета, легко и быстро вышел начальник Главного управления гражданского воздушного флота страны маршал авиации Ф.А. Астахов. Подойдя к Семенкову, он сказал:

 

— Этот полет, Алексей Иванович, сродни боевым вылетам. Принимай его как задание правительства.

На подлете к Берлину экипаж был взят в плотное кольцо истребителей, которые сопровождали его до самой посадки на аэродроме Темпельгоф. Незадолго до этого, делая круг над немецкой столицей, самолет начал снижаться вблизи поверженного Рейхстага, над куполом которого уже гордо реяло победное знамя, водруженное бесстрашными воинами 756-го полка 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии М.А. Егоровым и М.В. Кантарией.

 В тот же день в Берлин прибыли представители и других держав-победительниц. Экипажу Семенкова было приказано никуда не отлучаться и держать самолет в полной готовности к вылету. Долгожданная команда «На вылет!» пришла приблизительно в час-два ночи 9 мая 1945 года. К самолету подъехало несколько машин. Вышедший из одной из них старший офицер штаба сообщил, что война окончена, поздравил всех с Победой и передал Алексею Ивановичу пакет. В нем находились Акт о безоговорочной капитуляции Германии и несколько фотографий для московских газет. Все это необходимо было как можно скорее доставить в Москву. Самолет держал заданный курс. Светало, и вот уже лучи солнца озарили кабину. В ту же секунду в наушниках послышались знакомые радиопозывные «Широка страна моя родная», а вслед за ними торжественный голос Юрия Левитана: «8 мая 1945 года в Берлине представителями Германского верховного командования подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена…»

У командира сжалось сердце, на глазах появились слезы. Он видел, что и другие члены экипажа не скрывали своих чувств — тоже плакали. Их самолет вез в Москву мир! Он все ближе и ближе приближался к столице, пролетая над землей, искалеченной, но уже без войны.

Утром 9 мая исторический «груз» был доставлен на Центральный аэродром. Корреспонденты не мешкая ринулись в редакции диктовать написанные в самолете репортажи, а экипаж попал в объятия встречающих друзей, которые с возгласами «Победа!» долго качали их в воздухе.

Алексей Иванович, освободившись от теплых объятий, отошел в сторону и с волнением смотрел на ликующих людей. И перед глазами всплывали один эпизод за другим из событий только что закончившейся страшной вой­ны.

А.И.СЕМЕНКОВ — курсант Тамбовской летной школы, 4-й слева стоит. 1935 г.

Еще задолго до ее начала Алексей Семенков связал свою жизнь с авиацией. Родился 16 марта 1915 года в деревне Тесалы (ныне Гурки) Городокского района Витебской области. Простой деревенский парень с детства мечтал о небе. Рабочая закалка на ленинградском заводе «Красный Октябрь» и постоянное участие в молодежном активе позволили в скором времени претворить свою мечту в реальность. По путевке комсомола его приняли в Тамбовскую летную школу гражданского воздушного флота. Успешное окончание ее и приобретенный высокий профессионализм в летном деле дали право остаться в той же школе в роли пилота-инструктора. Перед самым началом вой­ны он был командиром по тем временам довольно крупного самолета Ли-2 московской группы особого назначения. Среди частей и соединений советской авиации, отличившихся во время Великой Отечественной, достойное место занимала именно эта авиационная группа, преобразованная впоследствии в 1-ю транспортную авиадивизию гражданского воздушного флота.    Алексей Семенков прошел с этой дивизией путь от Москвы до Берлина. Ему исполнилось едва двадцать пять, когда на второй день войны он был назначен командиром перекрашенного в зеленый цвет пассажирского Ли-2. А в двадцать восемь Семенков уже командовал отдельным авиаполком, которому поручались самые ответственные задания — высадка парашютных десантов, полеты в тыл врага к партизанам, воздушная разведка, транспортировка раненых с передовых позиций…

Сотни боевых вылетов за четыре военных года, проведенных в воздухе. Трудно какой-то из них выделить или противопоставить всем остальным. И все-таки два полета Алексею Ивановичу запомнились больше других. Произошло это в начале 1942 года под Москвой. На аэродроме Грабцево под Калугой было собрано несколько десятков тяжелых транспортных самолетов, чтобы десантировать в тыл врага парашютистов. Для обеспечения успеха предстоящего ответственного задания в разведку района высадки вылетел экипаж, который возглавил А. Семенков.

Алексей СЕМЕНКОВ (второй слева) с боевыми товарищами на военном аэродроме,1942 г.

Как только самолет появился над целью, командир отдал приказ: «Включить фары!» Сделано это было умышленно, но оправданно — вызвать огонь на себя. В эти короткие смелые секунды на штурманскую карту ложились условные знаки, обозначающие местонахождение огневых точек противника. Благодаря мужеству экипажа операция по десантированию прошла успешно и без потерь. О втором памятном полете лучше всего может рассказать обычное фронтовое донесение, датированное маем 1942 года: «В ночь с 18 на 19 мая сего года с точки «Хвойная» для выполнения боевого задания вылетел самолет ПС-84—3475 в составе экипажа: командир корабля Семенков ­А.И., второй пилот Осипян­ ­ А.А., бортмеханик-инженер Кривенчук М.Ф., бортрадист Фомин П.Я., бортстрелок Пронягин А.М., кроме того, на борту находились два лица, сопровождавшие груз. При прохождении линии фронта после выполнения задания самолет подвергся интенсивному обстрелу зенитной артиллерией противника. В результате обстрела часть экипажа получила ранения. Командир корабля Семенков был ранен в правую руку и лицо, второй пилот Осипян получил тяжелые ранения головы. Материальная часть самолета также получила серьезные повреждения… Отмечаю исключительное мужество командира корабля, который, несмотря на полученные ранения, благополучно довел и посадил ночью поврежденный самолет на базе». Скупые строки донесения не раскрывают весь героизм и тяжелые последствия этого полета. Истекая кровью, Алексей Семенков сумел привести и посадить израненную машину на своем аэродроме и только после этого потерял сознание. Все раненые остались живы, но продолжать полеты смог только он — командир корабля Алексей Семенков. Навсегда остались в его памяти полеты в осажденный Ленинград. В тяжелых метеоусловиях, а часто и в штормовую погоду, его самолет, не раз атакуемый вражескими истребителями, пробивался в осажденный город. Обратными рейсами вывозили женщин, детей и стариков. Чтобы больше загрузить самолет, приходилось все лишнее из него выбрасывать, а горючего брать минимальное количество. На Ли-2 к тому времени уже установили огневые башни с крупнокалиберными пулеметами. Тактикой в этих полетах были плотный строй и бреющий полет, поэтому вражеские истребители не могли нападать снизу, а только сверху. Но плотный строй позволял башенным стрелкам вести прицельный заградительный огонь, благодаря чему многие фашистские стервятники нашли себе могилу на дне Ладоги. В хорошую погоду Ли-2 сопровождали их военные друзья-истребители на «Ишаках» или «Чайках» — их было мало, и иногда и те и другие вступали в неравную схватку с врагом. Но всегда мужество и мастерство советских авиаторов брали верх над врагом.

За войну всего Алексей Иванович Семенков совершил более 500 боевых вылетов, из которых 300 — за линию фронта. И, конечно же, особой страницей в этом его героическом пути в огненном небе войны будут полеты в родные края — Беларусь. 150 полетов к белорусским партизанам стали своеобразным вкладом в разгром фашистской армии на территории Беларуси.

Боевой путь полка под командованием Алексея Ивановича Семенкова продолжался. Особо отличился полк в операции по освобождению Крыма. В одном из приказов Верховного главнокомандующего полку было присвоено наименование «Севастопольский», и он стал называться 2-й Севастопольский полк. Впоследствии успешно выполнял боевые задачи и при освобождении Польши, Болгарии, Румынии и Чехословакии.

Отгремели залпы Победы. Наступили мирные будни. И вновь штурвал самолета в крепких руках опытного летчика. Теперь он прокладывал трассы не в огненном, а мирном небе Родины.

На смену поршневым самолетам начала поступать новая реактивная техника. Опытные боевые летчики одними из первых пересаживались за штурвалы таких самолетов. Не остался в стороне и Алексей Иванович Семенков. Яркой страницей в историю страны вписан его дальний полет на первенце реактивной пассажирской авиации, самолете известного авиаконструктора Андрея  Николаевича Туполева —  Ту-104А.

В газете «Правда» от 5 сентября 1957 года была опубликована заметка такого содержания: «Вчера в 6 часов 46 минут с Внуковского аэродрома стартовал пассажирский реактивный самолет Ту-104А. Он совершит трансатлантический перелет по маршруту Лондон — Кефлавик (Исландия) — Ньюфаундленд (Канада) — Макгайр (Америка). На борту воздушного судна 50 пассажиров. Среди них — члены делегации Советского Союза, отправившиеся в Нью-Йорк на сессию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций во главе с министром иностранных дел СССР А.А. Громыко, делегации Украинской ССР во главе с министром иностранных дел УССР Л.Ф. Паламарчуком и делегации Белорусской ССР во главе с министром иностранных дел БССР К.В. Киселевым.

…Группу советских авиаспециалистов в этом полете возглавляет начальник транспортной авиации гражданского воздушного флота А.И. Семенков».

Виктор Теляков,  ветеран авиации, член Белорусского союза офицеров

https://www.sb.by

В зале этнографии и народных ремесел Городокского районного краеведческого музея впервые была проведена онлайн-экскурсия.

8 апреля 2020 года в зале этнографии и народных ремесел Городокского районного краеведческого музея впервые была проведена онлайн-экскурсия. 

Старший научный сотрудник музея Ирина Якимова познакомила участников прямого эфира с культурой и бытом жителей Городокщины в конце XIX – начале XX веков. Приглашаем посмотреть запись экскурсии по ссылке в Instagram: https://www.instagram.com/gorodok_musey/ , а также и ВКонтакте: https://vk.com/myzey_gorodok  Спешите, время ограничено до 14.30 9 апреля 2020 года. 
В других музеях такое время:
Городокский районный краеведческий музей.

Четыре таинственных клада, спрятанных в Витебской области

Сложно поверить, но древние сокровища лежат буквально у нас под ногами! Какие поверья о кладах живут на Витебщине

1. Городище в деревне Селюты

В 13 км к югу от Витебска по Старооршанскому шоссе находится деревня Селюты — крупный в прошлом населенный пункт, где находилось имение Храповицких и Гесс-де-Кальве, на месте которого сейчас интернат.

klad.jpg

В центре Селют, в болотистой местности, зарастающей летом борщевиком, находится памятник археологии из Списка объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь – городище периода раннего железного века на высоком холме.

Впервые холм обследовал и описал в 1956 году исследователь Михаил Чернявский. Впоследствии здесь проводили раскопки такие известные белорусские ученые, как Георгий Штыхов и Леонид Колединский. По мнению археологов, городище в древности служило для укрытия местного населения во время вражеских набегов.

У местных жителей есть своя версия появления холма в центре деревни – якобы внутри находится пустота с саркофагам, где в древности был похоронен могущественный князь или воин. Но это не единственная легенда старинного городища. До Великой Отечественной войны на вершине холма стояла православная церковь. В войну храм разрушили (остался только фундамент), а в 1990-е годы решили восстановить. Вот тут-то и начались странные вещи.

klad_1.jpg

Стройка, начатая с размахом, быстро прекратилась. Возможно, случилось это потому что городище является памятником археологии, на котором по закону запрещены раскопки и строительные работы. Но старожилы Селют утверждали, что со стройки начали массово уходить рабочие, некоторые из которых исчезали бесследно.

Рассказывали, что один из строителей случайно нашел старинный золотой перстень, которые впоследствии выгодно продал, сбежав со стройки. Этот рассказ, по мнению местных, является доказательством того, что в глубине холма скрыты несметные богатства.

2. Чашникские клады

Чашники – тихий районный центр на юге Витебской области, в прошлом местечко. Впервые город был упомянут в письменных источниках под 1504 годом. Издревле здесь жили торговцы и ремесленники.

klad_2.jpg

Главной «купеческой» улицей в Чашниках была Золотая Гора – современная Пролетарская улица. Свое историческое название она получила из-за богатства местных жителей, а также из-за того, что поднимается в горку.

В книге «Память», изданной в 1997 году, приводятся интересные местные легенды о заколдованных сокровищах Золотой Горы.

Люди верили, что если идти по улице ночью, то можно увидеть сверкающее ярко-желтое колесо, катящееся с горы. Здесь главное не испугаться и ударить по нему палкой, рукой или ногой – тогда колесо превратится в горсть золотых монет. Их нужно немедленно собрать и отнести домой, никому не рассказывая о чудесной находке – иначе золото может исчезнуть.

klad_3.jpg

Другую легенду о спрятанном золоте рассказал составительнице книги Нине Киндяевой старожил Александр Дятковский. По его словам, когда он был ребенком, незадолго до Октябрьской революции, в соседнем доме по Березинскому переулку (рядом с Золотой Горой) поселились два необычных человека, которых все считали иностранцами. У одного из иностранцев были кривые ноги.

Эти двое днями пропадали на старом кладбище на берегу реки, где уже тогда никого не хоронили (сейчас на этом месте парк). Иностранцы искали могилу с поврежденным каменным крестом. В конце концов, местные узнали, что необычные люди искали могилу с каменным крестом, под которым был зарыт гроб с серебром и золотом. Там было столько денег, что хватило бы всем.

После отъезда иностранцев жители местечка принялись искать сокровище на кладбище уже самостоятельно, с помощью щупа, но безрезультатно. Со временем эта история забылась.

3. Как свинья отрыла горшок с деньгами

Необычный случай произошел в 1963 году в деревне Отрубок (в 9 км от Докшиц). Там свинья вырыла из-под земли горшок, наполненный монетами Нидерландов и Речи Посполитой. Горшок этот, судя по датам на монетах, был спрятан еще в 1694 году.

В этой же деревне через 7 лет, в 1970 году, был найден второй клад – монеты Российской империи начала XIX века. Случай поистине уникальный – два клада в одном небольшом населенном пункте! Возможно, были и другие находки, но о них не сообщалось.

klad_4.jpg

Еще один клад был найден при загадочных обстоятельствах в деревне Коровичи Чашникского района в 1986 году. Обнаружили его на обрыве моста через реку Усвейку. Клад был спрятан в 1644 году и содержал 3860 монет Речи Посполитой, Бранденбурга, Германской империи, Пруссии, Шведской Прибалтики. Эти деньги можно увидеть в Витебском областном краеведческом музее на выставке «Клады земли Витебской».

Если вспомнить о традиции бросать монетку под фундамент строящегося дома или сооружения, то несложно представить, когда впервые через Усвейку в Коровичах был построен мост!

4. Сокровища Витебска

Клады находят не только в далеких деревнях и небольших городках, но и в самом центре Витебска, буквально у нас под ногами! Согласно энциклопедическому словарю «Витебск», изданному в 1988 году, на территории города было в разное время найдено 11 монетных кладов (из более чем 200 обнаруженных в Витебской области). Сейчас их, безусловно, куда больше.

Самый известный витебский клад был найден 24 сентября 1926 года в саду имени Ленина на Успенской горке (современный зоопарк). Двое рабочих – Некрашевич и Соколовский, при проведении земляных работ на метровой глубине, обнаружили глиняный горшок с монетами, который немедленно доставили в тогдашнее отделение Белорусского государственного музея (нынешний Витебский областной краеведческий музей).

В горшке хранилось 792 серебряные монеты, отчеканенные с середины XIV по 70-е годы XV века в средневековой Чехии – так называемые «пражские гроши». Какое-то время эти деньги ходили в Польше наравне с местной монетой, а оттуда попадали и на белорусские земли. Клад был осмотрен директором музея И. Василевичем и выставлен на всеобщее обозрение.

До войны большая часть клада хранилась в Витебске, а 25 монет были переданы в Минск. Что случилось с сокровищем дальше, неизвестно. По словам главного хранителя фондов Витебского областного краеведческого музея Ольги Давидовской, клад, скорее всего, затерялся во время эвакуации.

 

klad-5.jpg

 

Сергей Мартинович
Фото: Сергей Мартинович

Городокские засевки: праздник первой борозды прошёл на полях ОАО «Птицефабрика Городок»

Старинный ритуал, символизирующий приход весны в жизнь хлеборобов, дал официальный старт посевной кампании в нашем регионе. Праздник первой борозды прошёл на полях ОАО «Птицефабрика Городок» возле д. Скрипки. Сегодня труд хлебороба механизирован, но живы добрые традиции наших отцов и дедов, связанные с началом весенне-полевых работ: специальная церемония, проведение которой по древнему поверью способствует успешному сельскохозяйственному году.

http://www.garadvest.by/wp-content/uploads/2020/03/1-11.jpghttp://www.garadvest.by/wp-content/uploads/2020/03/17-2.jpg

Мероприятие началось с песни, как того требует обряд, так, как выходили раньше на весеннюю ниву землепашцы и засевали поле вручную. Наши предки с большим уважением относились к земле, называя её матушкой-кормилицей. Считалось, что она слышит, как к ней обращаются.

http://www.garadvest.by/wp-content/uploads/2020/03/4-12.jpg
Продолжилось торжество молитвой настоятеля храма Святого Апостола Андрея Первозванного отца Александра. Он передал гостям иконы, символизирующие благословение на дальнейшие добрые дела, окропил участок поля, семена, тружеников и сельскохозяйственную технику святой водой.

http://www.garadvest.by/wp-content/uploads/2020/03/5-11.jpg
С торжественным началом посевных работ всех присутствующих поздравил первый заместитель председателя Городокского райисполкома, начальник управления по сельскому хозяйству и продовольствию Сергей Владимирович Ермакович. «Наша с вами задача — оптимально качественно и в срок провести яровой сев на Городокщине. Я желаю всем слаженной работы, чтобы не подводила техника и хорошей погоды», — подчеркнул он.

http://www.garadvest.by/wp-content/uploads/2020/03/6-11.jpg
В целом, площадь ярового клина в регионе составит 18 302 га: 11 350 га — зерновых культур, 2 145 га отведено на яровой рапс, под картофель — 7 га, под кукурузу — 4 800 га (1000 га — на зерно).

http://www.garadvest.by/wp-content/uploads/2020/03/16-3.jpg
Со словами напутствия к хлеборобам обратилась председатель райкома профсоюза работников АПК Татьяна Груганова. Она пожелала всем крепкого здоровья, трудовых успехов и достигнуть максимального урожая в будущей уборочной кампании.

http://www.garadvest.by/wp-content/uploads/2020/03/7-11.jpg
По традиции Сергею Владимировичу и механизаторам Дмитрию Шаповалову и Тимофею Сенченко вручили ароматные караваи.
Вот пришло время для самого обряда. Празднично одетая женщина закопала в почву дары, завёрнутые в кусочек полотна на ровные и сильные всходы, как считали наши предки. Затем «гаспадар», нарядившись в чистую льняную рубаху, подпоясавшись красным самотканым поясом, не забыв и про соломенную шляпу, вышел в поле, где по старинке посеял зерно, разбрасывая его горстями из лукошка, после чего был дан старт машинному труду.

http://www.garadvest.by/wp-content/uploads/2020/03/8-10.jpg
Завершился праздник народными песнями местных артистов, работников ЦТКиНТ, пожеланиями богатого урожая и новой встречи на «Зажинках».

http://www.garadvest.by/wp-content/uploads/2020/03/9-7.jpg
Одновременно с посевной стартовало районное соревнование среди механизаторов на весеннем севе. Оно проводится с целью своевременного и организованного выполнения весенне-полевых работ, повышения моральной и материальной заинтересованности людей, занятых на ответственном участке сельхозпроизводства. В нём примут участие трактористы на подготовке почвы, внесении органических и минеральных удобрений, севе зерновых и зернобобовых культур, рапса, добившиеся наивысшей выработки в гектарах. Промежуточные результаты будут подводиться еженедельно.

Елена КРАВЦОВА

тут: http://www.garadvest.by